II Покров

 

Поэт и старьевщик — главным образом ночные создания. Ночь раскрывает сущность, скрывая видимое. Новалис обращался к ночи: "Ты тоже благоволишь к нам, сумрачная ночь? Что ты скрываешь под мантией своей, незримо, но властно, трогая мне душу?"1 Темнота естественно предстает как покров, наброшен­ный на мир видимости. Однако идея покрова едва ли не в боль­шей степени парадоксально соотносима с темой света и дня. По­тому что видимость неотрывно связана с идеей покрова, Видимое — это и есть покров, за которым стоит незримое. Ман­тия ночи оказывается лишь превращенным подобием мантии света и дня. День, однако, в отличие от ночи, совершенно ина­че ставит вопрос о сверхзрении художника и "панорамном видении".

На протяжении всей истории своего развития живопись и те­атр находились в отношениях постоянного взаимовлияния. Живопись часто ориентировалась на театральные коды в трак­товке пространства, выразительных поз персонажей, мимики и т. д. Театр систематически заимствовал у живописи целый ряд иконографических мотивов2. В этой главе речь пойдет о почти буквальном превращении живописи в зрелище театра­лизованного типа — панораму или диораму — в европейском искусстве конца XVIII — первой половины XIX века. Это пре­вращение соединяет в себе две тенденции. Одна выражает па-

1 Новалис. Гимны к ночи. М., 1996, с. 48.

2 См.: G. R. Kernodle. From Art to Theatrte. Form and Convention in the Renaissance: Chicago, 1944; P. Francastel. Peinture et societe. (Oeuvres, t. 1. Paris, 1977; Театральное пространство. М., 1971).


норамное расширение зрения, которое парадоксальным обра­зом идет параллельно концентрации, сужению зрения у фла­нера. Диапазон видения как бы расширяется, включая в себя и едва заметную деталь, и колоссальный пространственный ох­ват. Дистанцирование, которое проявляется во втором случае, компенсируется близостью видения в первом.