Послесловие

(признавал порядка, плана, никакой связи в подлунном мире и отрицал,

]в буквальном смысле слова, сходства, по которым природа, так сказать, сгруппировала свои создания. Он называет ребячеством тот естественно-

I научный метод, который, по меньшей мере, упражняет глаз и которого бес­пристрастный натуралист не может отрицать и всегда будет принимать

|с удовлетворением. . .» 10.

Паллас указывает далее, что взгляды обоих натуралистов отличались

I крайностями, от которых они в известной мере сами вынуждены были впо-

| следствии отказаться.

Не без тонкой иронии Паллас отметил, что Линней втайне предпо-

I читает своей системе «естественный порядок» и иногда исправляет ее про­тив собственных правил в угоду законам природы. С другой стороны, Бюф­фон, отвергнув не только систему Линнея, но и идею естественной си­стемы, кончил тем, что сам начал устанавливать естественные роды и се­мейства — всюду, где многочисленность видов стала служить помехой для

| успеха его труда.

Отдавая дань заслугам обоих ученых, Паллас указал, что один из

|них, Линней, благодаря своему систематическому уму ввел порядок и точность в науку, другой же, Бюффон, в сотрудничестве с Добантоном п «почти исчерпал естественную историю четвероногих, ввел в область науки философский дух и прелесть своего красноречия, заставил общество по­любить науку» 12.

Вместе с тем противоречия между Линнеем и Бюффоном послужили, по мнению Палласа, на пользу науке, так как благодаря этим противоре­чиям другим ученым легче удалось преодолеть крайности каждого из них. Таким образом, знакомясь с трудами классиков биологии, мы всюду видим, что не только в ботанике, но и в зоологии изучение дисциплин ве­дется преимущественно от Линнея, независимо от того, берут ли его за основу и дополняют или критически отвергают, пользуясь качественно новыми методами познания.

ОПЫТ АНАЛИЗА „ФИЛОСОФИИ БОТАНИКИ"