растений» (гл. VII, VIII, IX); «Критика ботаники» (гл. X); «Свойства растений» (гл. XII).
Они писались Линнеем в саду Клиффорта в период творческого общения с Бургавом до личного изучения состояния ботанической науки в Англии и Франции и знакомства с идеями Бернара Жюсье о «естественной системе», которую он скромно пытался воплотить на грядках Малого Трианона 1.
Проблемы «ботанической философии», интересовавшие Линнея уже в «Основах», были дополнительно изучены в главах «Плодоношения» (гл. IV); «Признаки» (гл. VI) и «Очерки» (гл. XI).
В процессе 15-летних исканий «Основы ботаники» были преобразованы в «Философию ботаники». В известной степени в ней синтезированы и другие труды Линнея за этот период.
Новое фундаментальное сочинение с частично измененными названиями глав стало не только учебным руководством, но и теоретической основой реформы описательной ботаники, осуществленной в «Видах растений» (1753).
При знакомстве с текстом «Философии ботаники» легко разглядеть, что Линней создавал свой труд в двух планах, о чем он сообщает и в обращении «К читателю ботаники».
«Первый план», достаточно четко очерченный, был сугубо педагогическим. Его локальная задача заключалась в том, чтобы воспроизвести «Основы ботаники» в обновленном и углубленном издании, утвердить в ботанической науке XVIII в. свою терминологию, дать новые основы систематики и свод знаний о морфологии растений.
Этот педагогический план труда сыграл, как уже отмечалось в «Послесловии», основоположную роль в развитии ботанических знаний для многих поколений натуралистов всех стран мира.
Однако, рассматривая «Философию ботаники» сквозь призму столетий, мы приходим к признанию значимости и ее второго — общебиологического плана, который раскрывает линнеевскую трактовку центральных вопросов естествознания, поисков путей для преодоления противоречий, возникавших в процессе исследований. Эти противоречия связаны с трудностями, вызванными универсальным толкованием многообразия и единства в природе; и с комбинациями признаков, не всегда укладывавшимися в искусственную систему; и с фактами, противоречащими идее постоянства видов; и с явлениями, противостоящими тезису об абсолютной целесообразности.
Если Линней не находил путей к преодолению этих противоречий, его поиски создавали стимул для развернутого изучения этих проблем учеными следующих поколений. Так было и с идеей постоянства видов, с толкованием общности функциональных и органических «аналогий» и многими другими.