Послесловие

Преодоление этих трудностей и ошибок стало возможным лишь на последующих этапах развития ботаники и биологии благодаря примене­нию новых методов исследования.

Спустя два с четвертью столетия следует удивляться не тому, что до­стижения ученого не были свободны от ошибок, а тому, что несмотря на эти ошибки, им было сделано так много для решения многих исторических задач своей эпохи.

Небольшое по размеру «Введение» в «Философии ботаники» интересно прежде всего тем, что Линней определяет в нем некоторые аспекты орга­низации природы и со свойственным ученому тяготением к четким клас­сификационным граням формулирует следующие исходные постулаты.

«Все, что существует на земле, принадлежит Элементам и Натуралиям» (§ 1). «Элементы, — читаем мы далее, — просты; натуралии сложны [благодаря] божественному искусству».

В этой краткой философской преамбуле к исследованию Линнея по существу сформулированы два принципиально важных для понимания общетеоретических представлений ученого тезиса.

Первый: элементы природы материальны и несотворимы.

Второй: «натуралпи» также материальны, но они сотворены внеесте-ственным фактором.

Если первый тезис фактически перекликается с представлениями ан­тичного мыслителя Демокрита о «мире извечном, не созданном никем из богов», то второй выражает господствовавшие креационистские пред­ставления, принятые ученым как аксиомы.

Своеобразие выраженного здесь дуализма в том, что неорганический мир признан существующим без участия сверхъестественных сил, так как составляющие его элементы, по уровню знаний XVIII в., «просты» и их изучением занимается физика.

Сложность же и относительное совершенство растений и вообще ор­ганизмов, недоступное пониманию века, и господствовавшее мировоззре­ние приводили к надъестественному умозрительному символу, именуе­мому Линнеем «божественным искусством».

Отдав таким образом дань деистическому началу, великий натура­лист возвращается к своей основной задаче — изучить и классифициро­вать, опираясь на естественные методы.

Общая классификация в «Философии ботаники» остается той же, что и в «Системе природы».

Естественные тела разделены на три царства: минеральное, раститель­ное и животное, которые разграничены на основе предельно лаконичных функциональных характеристик: «Камни растут. Растения растут и жи­вут. Животные растут, живут и чувствуют» 4.

4 Применение здесь точек для разграничения трех царств природы создает явно вы­раженную логическую ударность, чем достигается отчетливое выражение значимости этих разграничений.

Отметим попутно, что знаки препинания Линнеи вообще применял несколько отлично от современных правил синтаксиса (§ 304), реже ставил точки и вовсе не