Послесловие

Неожиданное сочетание — биологи, теологи и поэты — получает не­которую расшифровку, когда выясняется, какое содержание вкладывает Линней в эти термины. Появление в терминологии Линнея слова «биолог» в середине XVIII в. и то обстоятельство, что «биолог» в классификации бо­таников попал в рубрику «прочие», естественно, вызывает интерес. Био­логам посвящена лишь единственная строка: «Биологи большей частью провозглашали Панегирики» (§ 52). Содержание, которое Линней вклады­вает в слово «биолог», как мы видим, не имеет ничего общего с тем содер­жанием, которое вложили в него Ламарк и Тревиранус.

К «теологам» в области ботаники Линней относит не сторонников тео­логического мировоззрения вообще, а авторов, пытавшихся дать объяс­нение растений, упомянутых в Библии. Линней и здесь не анализирует материала, предоставляя это читателю-ботанику как в отношении досто­верности, так п в отношении значения для науки.

Роль «поэтов» в ботанике Линней также не комментирует и со свойствен­ной ему добросовестностью лишь называет произведения, посвященные поэтическому воспеванию растений.

Мы позволили себе так подробно рассмотреть первую главу «Филосо­фии ботаники» потому, что кроме познавательного интереса с точки зре­ния истории ботаники, она дает нам возможность увидеть, как Линней оце­нивал научное прошлое ботаники, увидеть его сильные и слабые стороны как историка науки, наконец, этот труд дает представление о взглядах Лин­нея на многие вопросы как общетеоретического, так и конкретно ботани­ческого порядка.

Цели, которые ставил перед собой ученый, далеко не исчерпываются задачами обновления существующей систематики растений. Они неизме­римо шире п глубже. Анализ громадного эмпирического материала, скон­денсированного в «Философии ботаники», раскрытие тончайшего много­образия природы п, наконец, попытки разобраться в ее закономерностях, глядя в глаза фактам, хоть и на основе господствовавшего мировоззре­ния, — таковы исторические задачи, которым посвящен труд.

Трактовка и поиски «Естественное метода»

В исканиях Линнея отчетливо прослеживается сформулированное Готфридом Лейбницем положение: «Единство в многообразии — много­образие в единстве». Принято считать, что логическое ударение на пер­вой части тезиса Лейбница: «единство в многообразии» выражено преиму­щественно в воззрениях Ж. Бюффона, а в эмпирических исследованиях Линнея — на его второй части: «многообразие в единстве».

Изучение «Философии ботаники» опровергает эту трактовку. Во всех своих работах, посвященных раскрытию многообразия природы, Линней отчетливо констатирует единство, правда, своеобразно им понятое. Можно даже сказать, что единство является для Линнея подчас «общим знамена­телем», на основе которого в числителях раскрываются неистощимо тон­кие различия, составляющие бесконечное многообразие. При этом уче­ный не устает отмечать и многочисленные исключения.