от главной цели, доступной его гениальной наблюдательности и невероятному трудолюбию: охватить в единой схеме все многообразие известного тогда растительного и отчасти животного мира.
Таково в самых элементарных общих чертах состояние разных областей биологических наук, на которые опирались знания Линнея и его современников.
Что же касается смены теоретических представлений, то уже в натурфилософской концепции «лестницы существ» при всей ее метафизичности неминуемо возникали идеи связности, направленного развития живых существ. Эти идеи большей частью толковались крайне односторонне и откровенно идеалистически, особенно в указанный период. Все тела природы располагались в виде восходящего ряда — «лестницы», начиная от простых тел и переходя к телам все более сложным. При этом представления о сложности, качественных различиях были чисто внешними, поверхностными и зачастую ошибочными.
Широкое распространение идеи последовательной статической градации получают в связи с учением Г. Лейбница (1646—1716), согласно которому все в природе совершается путем постепенного перехода; ничто не происходит скачкообразно. Природа, по Лейбницу, не нарушает закона непрерывности никогда и нигде. Все существа образуют одну общую цепь, в которой различные классы и другие подразделения органического мира, подобно звеньям цепи, связаны между собою до такой степени, что ни рассудку, ни воображению невозможно найти места, где бы одни из них начинались, а другие кончались. Исходя из тезиса Лейбница о том, что «закон непрерывности» является всеобщим и «в шествии природы нет ни скачков, ни провалов», Боннэ в нескольких работах подробно останавливается на идее «лестницы существ», на которой в виде одной непрерывающейся цепочки расположены все существующие тела природы.
Эту позицию Лейбница, примененную Боннэ к органическому миру, Линней формулирует в гл. II «Философии ботаники» как бесспорную аксиому.
Индуктивный метод анализа природы с его принципом классификации «по сходству или различию», метафизическое и креационистское представление о том, что «мы насчитываем столько видов, сколько различных форм было создано изначально» (§ 157), что видов столько, сколько различных форм встречается в настоящее время, создали противоречия между формально-логическими, метафизическими и, по сути дела, искусственными принципами классификации Линнея и результатами его исследований, ведущими в конечном счете к естественной системе.
Все эти противоречия еще не принимали характера большой остроты, как это было впоследствии — в XIX в., но они заставили Линнея сделать большую уступку, выразившуюся в признании того, что «местами благодаря скрещиванию, пожалуй, могли возникать новые виды»5.
Одной из причин, заставивших Линнея усомниться в абсолютной неизменяемости видов, явились найденные им пелорические цветки среди
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 349.