Изречения

Фрейд З.: «Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных пережива­ний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это дей­ствительно так: солнце и ветер не благоприятствуют сексуаль­ным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику дру­гим».

«Уже больше нет надобности не замечать душевные и соци­альные проявления сексуальной жизни; выбор объекта, нежное предпочтение отдельных лиц, даже решение в пользу одного из полов, ревность установлены беспристрастными наблюдениями независимо от психоанализа и до его появления и могут быть подтверждены любым наблюдателем, желающим это видеть».

«Мы расширили понятие сексуальности лишь настолько, что­бы оно могло включить сексуальную жизнь извращенных и де­тей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем».

«Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чув­ство вселяется в детей во время полового развития, как в Еван­гелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает сексу­альными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая норма­льная сексуальность взрослых».

«Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сек­суальностью».

«В своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пони­манию любовной силы психоаналитического либидо. <...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для че­ловеческой природы, волен, конечно, пользоваться более ари­стократическим выражением — эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом мно­жества упреков. Но я не хотел этого, так как я, по мере воз­можности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью — заслуга; ведь греческое слово Эрос, которо­му подобает смягчить предосудительность, есть не что иное, как перевод нашего слова любовь; и, наконец, на кого работа­ет время, может уступок не делать».