Изречения

Фрейд З.: «...есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху».

«Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь».

«...страх является ходкой монетой, на которую меняются или могут обмениваться все аффекты, если соответствующее содер­жание представления подлежит вытеснению».

«Подобно тому как попытка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симп­томов, которые сковывают страх».

«Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязли­вости детей: инфантильный страх имеет мало общего с реаль­ным страхом и, наоборот, очень близок к невротическому стра­ху взрослых. Как и последний, он возникает из неиспользован­ного либидо и замещает недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией».

«Страх, будучи аффективным состоянием, является вос­произведением старого, грозящего опасностью события, страх служит самосохранению и является сигналом новой опасно­сти, он возникает из либидо, каким-то образом оставшегося неиспользованным, и в процессе вытеснения сменяется обра­зованием симптома, словно он связан психически, — чувст­вуется, что здесь чего-то не хватает, что соединяет фрагмен­ты в целое».

«...мы приветствовали как желательное то соответствие, что три основных вида страха: реальный страх, невротический и страх совести — без всякой натяжки согласуются с тремя зави­симостями Я—от внешнего мира, от Оно и от Сверх-Я».

«Не вытеснение создает страх, а страх появляется раньше, страх производит вытеснение».

«...страх кастрации является одним из наиболее часто встре­чающихся и наиболее сильных двигателей вытеснения, и тем самым, и образования неврозов».

«Страх перед Сверх-Я обычно не доложен исчезать, так как он в качестве страха совести необходим в социальных отноше­ниях, и отдельный человек только в самых редких случаях мо­жет стать независимым от человеческого общества».