Изречения

Фрейд З.: «С давних времен человек создавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезнании, воплощением ко­торых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурны­ми идеалами».

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас пе­ред природой, примиряют с грозным роком, выступающим преж­де всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лише­ния, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».

«Религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информируют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко».

«...религиозные феномены не понять иначе как по образцу хорошо нам известных невротических симптомов индивидуума, как возвращение давно забытых, многозначительных событий в праистории человеческой семьи».

«Религию в таком случае можно было бы считать общечелове­ческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствую­щему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в ам­бивалентном отношении к отцу».

«Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господ­ства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. <...> Безнравст­венность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность».

«Ценой насильственной фиксации психического инфанти­лизма и включения в систему массового безумия религии удает­ся спасти многих людей от индивидуального невроза».

«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть ре­лигию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего по­тому, что оно бесперспективно. Верующий не позволит отнять у него свою веру ни доводами разума, ни запретами».

«...в конечном счете ничто не может противостоять разуму и опыту, а религия слишком явно противостоит им обоим».

«Если применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защит­ники религии будут с тем же правом пользоваться психоана­лизом, чтобы вполне отдать должное эффективной значимо­сти религиозных учений».