Изречения

Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориен­тации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе она уже явля­ется "социологической", а "биологизм" Фрейда в своем глубин­ном измерении — социальной теорией, которая постоянно выхо­лащивалась неофрейдистскими школами».

«Вводя термин "прибавочное подавление", мы сосредоточи­ли обсуждение на институтах и отношениях, которые создают социальное "тело" принципа реальности. Они не просто репре­зентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но фактически изменяют сам принцип».

«Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а меж­ду Эросом и отчужденным трудом».

«Фрейдовская интерпретация бытия в терминах Эроса воз­вращает нас к ранней философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как свободное саморазвитие Эроса».

«В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а осво­бождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эро­са, связанного репрессивными и окаменевшими формами отно­шений между человеком и природой. Эта сила несет не разру­шение, а мир, не страх, а красоту».

«Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жесто­кость и смерть освобождением. Его язык — песня, его труд — игра. Жизнь Нарцисса — это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности».

«Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и философии, указывает новое от­ношение между инстинктами и разумом. Достижение гармонии между свободой инстинктов и порядком ведет к перевороту в цивилизованной морали: освобожденные от тирании репрессив­ного разума инстинкты стремятся к свободным и прочным эк­зистенциальным отношениям — они рождают новый принцип реальности».