Изречения

Леви-Строс К.: «Бессознательное перестает быть прибежи­щем индивидуальных особенностей, хранилищем личной ис­тории, которая делает каждого из нас существом уникальным. Термин "бессознательное" обозначает символическую функ­цию, отличную у человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов».

«Можно сказать, что подсознание — индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей ин­дивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, по­нятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в какой он организован по закону бессознательного)».

Фуко М.: «Задаваясь целью заставить бессознательное гово­рить сквозь сознание, психоанализ устремляется в сторону той основополагающей области, в которой разыгрываются отноше­ния представления и конечного человеческого бытия».

«Дело в том, что психоанализ не может развертываться как чис­тое умозрительное познание или общая теория человека. Он не способен схватить все поле представления, устремиться за его пре­делы, указать в нем самое главное, оставаясь при этом эмпириче­ской наукой, построенной на основе тщательных наблюдений».

«Можно лишь догадываться о столь же большой значимости, которую имел бы психоанализ, если бы он столкнулся с измере­нием этнологии, но не путем учреждений некой "психологии культуры", не посредством социологического объяснения фено­менов, проявляющихся в индивидах в открытии того, что и само бессознательное также обладает некой формальной струк­турой, что оно есть эта структура».

Лакан Ж.: «Задача психоанализа состоит в том, чтобы воцари­лась в субъекте толика реальности, которую это желание поддер­живает в нем по отношению к символическим конфликтам и во­ображаемым фиксациям как средство их согласования; наш путь — это тот интерсубъективный опыт, в котором желание до­стигает признания.

Теперь становится ясно, что вся проблема состоит в отноше­ниях речи и языка внутри субъекта».

«Итак, мы у подножия стены — стены языка. Мы находимся на своем месте, т.е. по ту же сторону стены, что и пациент; и именно у этой стен, которая что для нас, что для него одна и та же, мы и попробуем отозваться на эхо его речи».

«Психоаналитический опыт вновь открыл в человеке импе­ратив Слова — закон, формирующий человека по своему образу и подобию. Манипулируя поэтической функцией языка, он же, опыт этот, дает человеческому желанию его символическое опосредование. И да позволит он вам наконец понять, что вся реа­льность его результатов заключена лишь в даре речи, ибо лишь посредством этого дара пришла к человеку реальность и лишь совершая акт речи вновь может он реальность сберечь».