Изречения

Сартр Ж.-П.: «Глубокое противоречие всякого психоанали­за заключается в том, что он одновременно представляет как причинную связь, так и связь понимания между феноменами, которые он изучает. Эти два типа связей несовместимы. Поэ­тому теоретик психоанализа устанавливает жесткие трансцен­дентные причинные связи между изучаемыми фактами ... тог­да как практик достигает успеха, изучая прежде всего факты сознания в понимании, т.е. ловко отыскивая внутрисознательное отношение между символизацией и символом».

«Экзистенциальный психоанализ отвергает гипотезу о бессоз­нательном; он рассматривает психический акт как сопричастный с сознанием».

«...Мы утверждаем, что в той мере, в какой психоаналитик пользуется пониманием для интерпретации сознания, было бы лучше признать открыто, что все то, что происходит в созна­нии, может получить свое объяснение только из самого же со­знания».

«Психоанализ вещей должен в первую очередь заняться уста­новлением того, каким образом каждая вещь есть объективный смысл бытия и отношения человеческой реальности к этому бытию».

«То, что интересует психоаналитика в первую очередь, так это определение свободного проекта отдельной личности на основе того индивидуального отношения, которое объединяет его с раз­личными символами бытия».

Бинсвангер Л.: «...человек может быть понят не в терминах какой-либо теории, независимо от того, является ли она меха­нистической, биологической или психологической, но только в терминах чисто феноменологического разъяснения тотального сочленения человеческого существования как бытия-в-мире».

«...Указанием на базисную структуру экзистенции как бытия-в-мире Хайдеггер дает в руки психиатра ключ, с помощью которого он, будучи свободным от предрассудков любой науч­ной теории, способен принимать и описывать исследуемые им феномены в их полном внутреннем содержании».

Босс М.: «...с точки зрения феноменов человеческой экзи­стенции, абсолютно нет никакой необходимости в постулировании бессознательного психического».

«...Сущность человека высвечивается им самим как бытие-в-мире, а не благодаря другому бытию».

«Дазайн-аналитик возвращает человеку его достоинство: он является посланником того, что лежит в основании всего су­щего».