Изречения

Фрейд З.: «Толковать — значит найти скрытый смысл».

Бокок Р.: «Психоанализ — это герменевтическая дисципли­на, имеющая дело с интерпретацией смысла».

Фаррел Б.: «...психоанализ является интерпретационной дисциплиной»

Рикер П.: «...психоанализ принимает участие в современ­ном культурном движении, функционируя как герменевтика культуры».

«...психоанализ трактует культуру не как вспомогательное или не имеющее прямого назначения образование; далекий от того, чтобы быть только объяснением недостатков человече­ского существования, его изнанки, он обнаруживает свое под­линное намерение, когда раздвигает рамки терапевтического отношения аналитика и пациента и выходит на уровень гер­меневтики культуры».

«...психоанализ вписывается в современную культуру как ее герменевтика; иными словами, психоанализ сам есть развитие культуры, поскольку интерпретация, которую он дает человеку, является существенным и непосредственным вкладом в культу­ру как целое; благодаря психоанализу интерпретация становит­ся моментом интерпретации культуры; интерпретируя мир, пси­хоанализ его изменяет».

«Интерпретация полностью принадлежит сфере смысла и со­держит в себе отношения силы (вытеснение, возврат вытеснен­ного) только как отношения смысла (цензура, маскировка, сгу­щение, перемещение); отныне ничто так не требуется от Фрей­да,как преодолеть ослепленность фактом и признать универсум смысла. Но Фрейд продолжает вписывать все сделанные им от­крытия в рамки позитивизма, что сводит их на нет».

«Если, таким образом, проинтерпретировать психоанализ в свете семиологии, то обнаружится, что он занят исследованием проблемы отношения между либидо и символом. В таком слу­чае психоанализ может вписываться в более общую дисципли­ну, которую мы называем герменевтикой. Я называю герменев­тикой всякую дисциплину, которая берет начало в интерпрета­ции, а слову интерпретация я придаю его подлинный смысл: выявление скрытого смысла в смысле очевидном».

Дильтей В.: «...истинно эффективная герменевтика может быть развита только тогда, когда виртуозность филологической интерпретации будет сочетаться с ее подлинной философской способностью».

Гадамер X.: «Таким образом, развитие герменевтики на обоих путях — филологическом и теологическом — сопровождается одним и тем же процессом, и он в конце концов привел к кон­цепции универсальной герменевтики».

«Всякое толкование должно привести себя в соответствие с той герменевтической ситуацией, которой он принадлежит».

«... Работа герменевтики заключается не в развитии процеду­ры понимания, а в выяснении условий понимания».