Изречения

Фрейд З.: «Что касается моих биографов, то пусть они пому­чаются, мы не будем облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут правы; меня уже веселят их ошибки».

Джонс Э.: «Всю свою жизнь Зигмунд Фрейд решительно воз­ражал против каких бы то ни было попыток описания его лич­ной жизни, ссылаясь на то, что не он сам, а лишь его идеи име­ют важное значение. Он говорил, что его личная жизнь не может представлять ни малейшего интереса для мира. Однако мировое сообщество не согласилось с его точкой зрения. Фрейд как лич­ность предстает перед нами обладающим исключительно яркой индивидуальностью и громадной значимостью, можно сказать, что в наше время нет более величественной фигуры, которая вы­зывала бы такой большой интерес».

Виттельс Ф.: «Маленький Зигмунд родился дядей. Его пле­мянник, по имени Джон, был на год старше своего дяди. Так как борьба между обоими детьми обусловила характерные черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с са­мого начала упомянуть об этих обстоятельствах».

Кларк Р.: «Нет оснований полагать, что Зигмунд Фрейд был менее сложной личностью, чем большинство людей. Но извест­ные обстоятельства его жизни <...> подтверждают, что те, кто видит в его теориях скрытую личностную сексуальность или кто соотносит его с сенсационной тайной любовной жизнью, наде­вают на овцу волчью шкуру».

Цвейг С.: «Как и у Генделя, у Рубенса, и у Бальзака, столь же непрестанно творящих, духовный переизбыток имеет у Фрейда источником в корне здоровую натуру. Этот великий врач никогда не болел сколько-нибудь серьезно до семидеся­ти лет, этот тончайший наблюдатель игры человеческих нер­вов никогда не страдал нервами, этот проникновенный знаток ненормальной психики, этот прошумевший сексуалист был на протяжении всей своей жизни до жути прямолинеен и здоров во всем, что казалось его личных переживаний».

Фромм Э.: «Вначале Фрейд думал, что занимается некоторы­ми формами болезни и их лечением, однако постепенно осоз­нал, что вышел далеко за пределы медицины, возобновил тради­цию, согласно которой психология, как изучение человеческой души, является теоретической основой для искусства жизни и достижения счастья».