Изречения

Панкеев С.: «Само поведение Фрейда, то, как он меня слу­шал, разительно отличало его от тех его знаменитых коллег, с которыми мне приходилось сталкиваться до сих пор и у кото­рых я обнаружил почти полное отсутствие глубокого психоло­гического понимания. При первой же встрече с Фрейдом у меня возникло ощущение того, что я познакомился с выдаю­щейся личностью».

«Сам Фрейд объяснял свою любовь к археологии тем, что психоаналитик, подобно археологу в его раскопках, должен вскрывать слой за слоем психику пациента, прежде чем он до­берется до глубочайших, наиболее ценных сокровищ».

«Хорошо известно, что он никогда не боялся пересматри­вать свои теории, если это, по его мнению, диктовалось самой практикой, а именно наблюдениями и опытом. В качестве обоснования он мог сослаться на факт, по своей конкретности напоминающий факты, из которых исходит такая точная нау­ка, как физика (подобно тому, как она приспосабливает свои теории к специфическому состоянию эмпирических исследова­ний). Все это было справедливым и в отношении чрезвычайно детализированной терапевтической работы Фрейда».

«По возвращении в Одессу мать, как это было принято, реши­ла отслужить в церкви мессу. Во время этой мессы не был забыт и профессор Фрейд, так мама хотела выразить ему свою признате­льность за мое успешное лечение. Итак, православный священ­ник торжественно молился за благополучие «Сигизмунда», кото­рого он, вероятно, считал одним из членов нашей семьи».

Фрейд З.: «Врач, занимающийся психоанализом взрослого не­вротика, раскрывающий слой за слоем психические образова­ния, приходит, наконец, к известным предположениям о детской сексуальности, в компонентах которой он видит движущую силу всех невротических симптомов последующей жизни».

Ильин И.А.: «Все тайные влечения и желания, не допуска­емые на порог дневного сознания и хранящиеся подобно Нибелунгам в тайниках ночного сознания; все особенности личного вкуса, эмпирически приобретенные и духовно нео­чищенные; все те ранения душевной ткани, которые у каж­дого из нас приобретаются с детства и живут, неисцеленные, всю жизнь, разъедая душу и повергая многих в неврастению и всевозможные болезненные уклонения — все это при от­сутствии надлежащей катарсической работы <...> вторгаются в философскую работу и делают душу не способной к объек­тивному научному знанию. Философия становится тогда игралищем скрытых страстей; она получает значение более или менее удачно найденного компромисса между негодующим бес­сознательным и сознательной идеологией».