Изречения

Фрейд З.: «В своем осуществлении в русском большевизме тео­ретический марксизм нашел энергию, законченность и исключи­тельность мировоззрения, но одновременно и зловещее подобие тому, против чего он борется. Будучи первоначально сам частью науки, опираясь в своем осуществлении на науку и технику, он создал, однако, запрет на мышление, который так же неумолим, как в свое время в религии. Критические исследования маркси­стской теории запрещены, сомнения в ее правильности караются так же, как когда-то еретичество каралось католической церко­вью. Произведения Маркса как источник откровения заняли место Библии и Корана, хотя они не менее свободны от противо­речий и темных мест, чем эти более древние священные книги».

«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть ре­лигию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего по­тому, что оно бесперспективно».

«Коммунисты веруют в то, что ими найден путь к освобож­дению от зла. Человек однозначно добр и желает блага ближне­му, но его природу испортила частная собственность. <...> С от­меной частной собственности все блага земные сделаются об­щими, все люди станут наслаждаться ими, а потому исчезнут зло и вражда меж людьми. <...> В мои задачи не входит эконо­мическая критика коммунистической системы, я не в состоянии исследовать здесь вопрос: послужит ли отмена частной собст­венности достижению этой цели и какая от этого польза. Но ее психологические предпосылки я не могу не признать безудерж­ной иллюзией».

«Нет ничего непостижимого в том, что германская мечта о мировом господстве дополняется антисемитизмом, и вполне по­нятно, почему попытка соорудить новую коммунистическую ку­льтуру в России находит свое психологическое подтверждение в преследовании буржуазии. С тревогой задаешь себе вопрос: что предпримут Советы, когда истребят всех буржуев?»

«Того, кто в юности испытал нужду и нищету, безразличие и высокомерие имущих, не заподозришь в том, что он лишен по­нимания и благожелательности вести борьбу за имущественное равенство и за все то, что из него следует. Но если эту борьбу оправдывают абстрактным требованием справедливости в силу равенства всех людей, то здесь напрашиваются возражения. Природа в высшей степени неравномерно одарила людей телес­ными и духовными способностями и установила этим такое не­равенство, против которого нет никаких средств».