Итак, каков итог всей этой клерикальной эпопеи?

1. От длительной противоправной осады сферы образования РПЦ перешла к откровенной демонстрации того, кто в доме хозяин, к прямому попранию Конституции Российской Федерации, что должно стать предметом рассмотрения Конституционного суда РФ.

2. Данную акцию в поликонфессиональной стране нельзя не расценить как откровенную политическую провокацию, как покушение на национальную безопасность и разжигание межконфессиональной розни.

Тем более, что все остальные конфессии России, как мы видели, резко выступили против такой идеологической экспансии РПЦ (поддержав оптимальную и в политическом, и в культурологическом, и в педагогическом плане идею создания курса «Истории мировых религий»).

3. Вся эта клерикальная эпопея свидетельствует не о декларируемом всюду укреплении государства, а напротив, о его ослаблении, о его прислужнической роли в своем собственном доме, в сокрушительном поражении государства и его образовательной политики в решении одного из ключевых вопросов общественного бытия и общественного уклада – в каком государстве мы живем: светском или конфессиональном.

Будем считать, что это поражение временное. Ведь не навечно мы обречены жить в инвалидном государстве. И не возвращаться же нам, действительно, во мрак средневековья.