Теперь попытаемся создать теорию мышления, которая учитывала бы открытия Лосева.
Прежде всего, вводное замечание о словах. На протяжении всего текста Лосев придерживается ортодоксальной терминологии марксизма, более того, пытается согласовать свою теорию инфинитезимальной логики с философским учением не только Энгельса, но и Ленина, как оно изложено в "Речи о профсоюзах". Можно спорить о причинах, которые его побудили к этому. С точки зрения математики, важно, что поверхностные политические лозунги вычеркнуть легко, но фундаментальные философские основания труднее. К сожалению, приходится переосмыслить всю модель. Наивная гносеологическая установка, которой придерживается Лосев, в 20 веке из философии была удалена. Сейчас уже невозможно считать сознание отражением. Невозможно также не учитывать указания неклассической эпистемологии на автономное существование языка.
Для начала я предложила бы вообще никак не решать вопроса о сознании, а решительно развести сознание и мышление и говорить только о мышлении. В первом приближении можно считать, что сознание относится к мышлению как организм к своему действию. Может быть, упор на действии, который тут приходится сделать (к чему подталкивает и сам метод математического анализа), позволит несколько уйти от поспешных приравниваний: сознание - функция материи и т.д.
Вот как можно мыслить познание:
Х, ситуация (вещь) -> | x1, x2... -> | -> | x'1, x'2 .... | dx/dt |
РЕАЛЬНОСТЬ | простые переменные (свойства вещи) | время | производные переменных ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ | |
СОЗНАНИЕ | y1, y2 ... | <- | y'1, y'2 ... | (dy/dx) |
Y, картина мира | интегралы производных переменных, понятия | Накопление, или возвращение, времени | восприятия производных переменных | ∫dy/dt |