Маленький Фарух

 

Его первыми словами становятся не «мама» и «папа», а имена Бога Ахура Мазды и пророка Заратуштры, принёсшего людям священное учение. Его воспитывают в доброте и любви, но и в строгости и благочестии. С младенчества ему внушают богобоязнь, рассказывают о вере, учат молиться. Отец подолгу говорит с ним о том, что биографы Меркьюри презрительно назовут мифологией – о зороастрийской вере.

Мальчик узнает, что сначала был Бог – Ахура Мазда, и этот Бог есть добро и любовь. Он сотворил Бессмертных Святых, сотворил благой мир, населив его прекрасными и благими существами, растениями и животными. Он создал человека – самое совершённое своё творение, по образу и подобию своему, наделив его разумом и бессмертной душой. В те времена мир был прекрасен и добр, не было ни зла, ни смерти.

Но был ещё и злой Ахриман, завидовавший Мазде и мечтавший занять его место и уничтожить его творения. Он – само зло, как и его творения, его помощники дэвы – те, кого христиане называют сатаной и демонами. Под покровом ночи Ахриман и его воинство, как воры, напали на мир, и произошло его осквернение.

Они гадили везде, где могли. Они убивали всех направо и налево, заливали вонючей грязью прекрасные творения Бога, осквернили землю, воду и огонь, сделав их непригодными для жизни. Отовсюду повылезали мерзкие твари – змеи, крысы, скорпионы… Мир наполнился хаосом и смертью. С ужасом склонился Ахура Мазда над когда‑то прекрасным миром.

С таким же ужасом слушает маленький Фарух страшный рассказ отца. И, как любой ребёнок, он со страхом и надеждой в голосе спросит – а все хорошо кончилось? А добрый Мазда победил? Эта история, этот детский страх перед злом навсегда останется в его душе, и через много лет он напишет об этом песню – «My Fairy King».

Отец утешает его – Ахриман с дэвами недолго торжествовал на развалинах мира. Ормазд (Мазда) бросил клич – и на выручку миру бросились все бессмертные, все Язаты (ангелы), и произошла первая великая битва между силами добра и зла. Увы, не последняя. Они загнали Ахримана под землю и много дней спасали, восстанавливали осквернённый мир. Они приготовили хаому – священный напиток бессмертия, и спасли от гибели землю. Десять дней проливался священный дождь, смывая всю принесённую гадость. Вскоре мир снова ожил и зацвёл, но он уже не был так хорош, как прежде. В мир вошло зло. Появились грехи и пороки, болезни, вредные растения и животные. Человек стал смертен – и это заслуга Ахримана, ведь смерть – это зло, её не должно быть. Он стал подвержен злу. Наступила эпоха смешения, когда добро и зло вместе существуют в нашем мире.

И тут мальчик узнает, что сказка не кончилась. Она продолжается до сих пор, и её участники – не только Ормазд и Ахриман, Язаты и дэвы, но и все мы, люди.

«В мире идёт вечная борьба добра и зла, Ормазда и Ахримана», – пояснит ему отец, – «и все мы – её участники. Каждый из нас сам выбирает, на чьей стороне он будет сражаться. Когда человек делает добро, у Ормазда прибавляется новый воин, и радуются силы добра, но если он выбирает зло, ликует Ахриман и его воинство. От каждого из нас зависит, кто победит в этой битве».

Неужели могут быть люди, помогающие Ахриману? Он же злой, он ненавидит людей, хочет их погубить! Они что, глупые?

И тут Фарух узнает, что путь добра в этом мире непрост. Слишком много обещает Ахриман своим воинам – деньги, власть, могущество, славу и почести. Много развелось глупых и злых людей, и они приближают к себе таких же злых, а добрых ненавидят и преследуют. В нашем мире выбравший путь Ахримана живёт легко и привольно, а выбравший путь Ормазда борется и страдает среди злых людей. Тяжёл и труден путь добра, но иного не дано.

– Ты прав. Те, кто служат Ахриману, действительно глупы. Они не понимают, что делают. Ахриман может дать им блага только здесь, в этой жизни, но когда злые люди умрут, никто не позаботится о них. А Ормазд примет всех, кто сражался за него, в своём царстве, и им будет там очень хорошо.

– Когда ты умрёшь, твоя душа не умрёт. Смерти нет, умирает только твоё тело. Ты три дня будешь странствовать, пока не придёшь к большому светлому мосту. Там трое праведных встретят и будут судить тебя. Они знают все твои плохие и хорошие дела, и ты ничего не скроешь от них. Если ты был добр и праведен, то мост станет широким‑широким. Ты пойдёшь по нему, и в лицо тебе будет дуть ароматный ветер, самый чудесный и благоуханный ветер на свете. Это запах рая, где тебя ждут Ормазд и праведные. И ты увидишь самую прекрасную девушку на свете. Ты спросишь её, кто она, и она ответит: "Я – Даэна. Я – твоя душа. Я – твоя праведная вера, я – твои благие помыслы, я – твои благие слова, я – твои благие дела… Даэна отведёт тебя к Ормазду. Ты войдёшь в прекрасный зал, и там, на золотом троне, ты увидишь Ормазда, и бессмертных святых, и всех‑всех праведных людей. И сам Ормазд скажет тебе: «Войди, о праведный, и сядь рядом со мной. Ты долго был в пути, ты устал. Сядь, отдохни…». И он усадит тебя рядом с собой на раззолоченном троне и прикажет принести для тебя самые лучшие яства, и ты всегда будешь блаженствовать среди праведных, есть лучшую еду, пить лучшие напитки и слушать прекрасную музыку…

– Но если ты обманешь доверие Ормазда, тогда берегись! Тебя прогонят, мост станет узким‑узким, и каждый шаг будет доставлять тебе страшную боль, словно ты идёшь по раскалённому железу. Ты почувствуешь невыносимую вонь, и тебя встретит гадкая, мерзкая старуха – и это будет твоя злая душа. Она обругает тебя, и ты провалишься вниз, к Ахриману. Ты увидишь самого Ахримана и дэвов, они будут страшны и омерзительны. Они будут бить и истязать тебя и смеяться над твоей глупостью, пихать тебе в рот тухлую пищу и грязную воду, и так ты будешь мучиться вечно.

– Теперь ты понимаешь, почему человек должен следовать пути добра. Никогда не делай зла и никогда не обманывай доверие Бога. Что бы не случилось, чем бы тебя не соблазняли, не предавай Ормазда. Наши предки умирали за него, злые люди били, мучили, убивали их, но никто из наших не отрёкся от Ормазда, и теперь все они сидят рядом с ним – за то, что сражались на его стороне. Тебе не придётся умирать за него, но тебе часто придётся выбирать, с кем ты.

– Я не предам его!

Старший Балсара не знает, что времена не так уж изменились, и в будущем его сыну придётся умереть за Ормазда – как и его предкам…

А ещё Фарух узнает, что сказка все же имеет конец – в далёком будущем.

– Настанут дни бедствий, многие подчинятся Ахриману, дэвы будут рыскать по земле, убивая людей и животных. И тогда невинная девушка искупается в священном озере и родит нашего Спасителя – Саошьянта. Он поведёт всех праведных на последнюю битву. И тогда люди будут драться на земле, а Ормазд и Ахриман – на небе. И Язаты будут драться с дэвами. Земля и небо будут трястись, как будто вот‑вот погибнут. Ормазд победит Ахримана и свяжет его и его воинство. Он и бессмертные приготовят хаому, и тогда земля и вода отдадут кости умерших. И все, кто умер от сотворения мира, воскреснут. На землю выльются потоки расплавленного металла, и вся земля превратится в огненную реку. Все люди, какие жили на земле, пойдут через неё. Всем праведным огонь будет приятен, как тёплое молоко, а злые сгорят без остатка. Потом Ормазд схватит Ахримана с дэвами и бросит их в огненную реку, и все они сгорят. Все добрые люди получат новые тела и будут жить в мире и согласии…

Много ещё важных вещей расскажет маленькому Фаруху его отец. Как надо делать добро, любить людей, молиться Мазде, почитать священный огонь, воду, землю и все, что создано Богом, держать свой дом открытым для добрых людей, вести праведную жизнь, не врать, слушаться старших, не брать чужого, помогать бедным, кормить голодных, не предавать, не хвалиться добрыми делами, быть хорошим другом и хозяином дома…

– Запомни – недостаточно самому быть добрым. Надо делать все, чтобы и люди вокруг тебя забывали о зле и отступали от Ахримана. Ты должен направлять их к добру – своими словами, делами, поступками, как то делал Заратуштра, наш пророк…

– И чужих?

– И их тоже. Мы все так живём. Мы не говорим с ними о нашей вере – мы просто делаем добро, и тогда зло вокруг нас слабеет…

Потом его научат молиться, обратившись лицом к священному огню. Покажут, как воздевать руки к небу, призывая Ормазда – и в будущем мы не раз увидим эти жесты у Фредди Меркьюри на его концертах и в видеоклипах. А лет в пять он, к удовольствию родителей, прочтёт наизусть свои первую молитву Ахунвар:

 

Как избранный владыка, –

Так праведный судья,

Благой податель мысли,

Дел в мире ради Мазды,

Что властью ради Господа

Пасти поставлен нищих.

 

Его поведут в храм – и научат молиться вместе со всеми, сидеть на полу и вставать, воздевая руки при упоминании имени Мазды. Он увидит священников в белых одеждах и шапочках с белыми повязками на лицах и узнает, что это – главное воинство Мазды, и в будущем выйдет на сцену в белых одеждах праведника и борца со злом. Увидит, как жрец в самые важные моменты молитвы целует священный барсом, главный ритуальный предмет зороастрийского богослужения, и кладёт его на землю, и все верующие повторяют его жест, поднося руку к лицу и опуская её к земле – и сам не раз повторит в своих шоу этот знак наивысшей любви к Богу. Увидит в руках жреца розу – символ праведности, чистоты и божественного мироздания – и будет разбрасывать розы на концертах. Увидит жертвенники священного огня. Сам главный огонь скрыт от верующих ритуальной перегородкой, и видны лишь его отблески. И огонь тоже тесно войдёт в его будущее творчество.