Внутренний вид зороастрийского храма

 

После его научат вере более серьёзно, чем это делали отец и мать. Он будет читать Авесту и другие священные книги и вместе с другими детьми будет повторять вслед за учителем вопросы и ответы зороастрийского катехизиса:

– Во что веруют зороастрийцы?

– Веруем в единого Бога Мазду, всемогущего и всесильного, веруем в бессмертие души и жизнь вечную. Веруем, что будем держать ответ перед Господом за все наши мысли, слова и поступки.

– Что говорит наша религия о Боге?

– Господь был всегда и будет вечно. Он творец вселенной, творец всего.

– Что ещё говорит зороастрийская религия о Всемогущем?

– Мазда есть Господь мудрый, всемогущий, всеведущий и всеблагой, что правит вселенной от начала времён.

– Кто есть Ахура Мазда?

– Вездесущий Господь, что сотворил небо и землю, солнце и луну, воздух и воду, землю и огонь, и все живое и неживое. Существование Его бесконечно, Он Всемогущ, и все подвластно Его Воле. Он над нами, Он есть добро и Он есть справедливость.

– Что происходит с нами после смерти?

– Когда мы рождаемся – Мазда даёт нам жизнь, когда мы умираем – мы возвращаемся в лоно Мазды, Господа нашего и Творца.

– О ком должен заботиться праведный зороастриец?

– Праведный зороастриец должен заботиться о людях, о животных и о всех творениях Господа.

– Что должны сохранять верующие в Мазду?

– Благочестие – вот что должны сохранять верующие в Мазду.

– Кому не должны причинять зло зороастрийцы?

– Никому нельзя делать зло, даже врагу.

– Как мы должны заботиться о нашем теле и разуме?

– Чтобы наше тело было здоровым, а ум – светлым. Мы должны жить просто и скромно, но не должны изнурять наше тело.

– Как мы должны относиться к другим религиям?

– Мы должны быть твёрдыми и серьёзными в вопросах нашей веры и не изменять ей, но к другим религиям мы должны относиться с уважением и терпимостью.

– Что делать, если с нами произошло что‑то хорошее?

– Мы должны возблагодарить Господа за все добро, что он послал нам.

– Что делать, если с нами случилось что‑то плохое?

– Если зло случилось из‑за наших ошибок, помолимся Господу о прощении наших грехов.

– А что делать, если зло с нами случилось не по нашей вине?

– Мы должны положиться на Господа и, надеясь на лучшее, молиться ему о прекращении наших страданий.

– Кто есть истинный зороастриец?

– Истинный зороастриец – тот, кто верит в Господа Мазду, Всемогущего и Всеблагого, кто верит, что все доброе во вселенной исходит от Ахура Мазды, а злое – от Ахримана, кто следует пути Мазды, пути добрых мыслей, добрых слов и добрых дел, кто верит в конечное поражение зла и победу Мазды над Ахриманом, кто верит в воскрешение мёртвых, в бессмертие души и посмертное воздаяние…

Многое он узнает, и в том числе то, что добрый Бог прощает грехи, но есть среди них те, которым нет прощения, и от совершивших это с отвращением отвернутся Ормазд и Бессмертные Святые. Среди прочего дети повторят за учителем странные слова:

– Какой грех – самый страшный грех?

– Самый страшный, неискупимый грех – грех педерастии.

Это слово, которое учитель произнесёт с особым отвращением, непонятно ребёнку. Дети спросят учителя: «А что это такое – педерастия?», – и учитель недовольно ответит: «Вырастете – узнаете».

Фарух узнает – именно в этом, самом страшном для зороастрийца грехе, его в будущем обвинят. Поэтому биографы будут скрывать религиозность Фредди Меркьюри, будут врать, что он порвал с «религией родителей»: ведь гомосексуалист‑зороастриец – то же самое, что христианин‑самоубийца или кришнаит‑мясник – это просто невозможно…

Когда ему исполнится десять лет, его жизнь резко изменится. Его отдадут в Колледж Святого Петра, в интернат. Родителям тяжело, но что делать! Хорошее образование необходимо, а английские христианские школы – лучшие в Индии. Его отправляют к чужим людям, к джуддинам, взяв с него клятву не изменять вере и благочестию. Самый сложный для мальчика возраст у него проходит без родителей, среди чужих людей. Родных он видит только по выходным, родителей – ещё реже. Для ребёнка с сильной чувствительностью, ранимостью и поэтическими наклонностями, каким был Фарух, это страшное испытание. Ему тяжело вдвойне, так как учителя и почти все ученики – иноплеменники и плохо понимают его. Он попадает не просто к чужим людям – в другой мир, столь непохожий на мир парсов. У него так и будет всю жизнь – сам из народа‑изгнанника, в будущем – эмиграция в Англию. К личному одиночеству прибавится одиночество человека без родины. Англия так и не станет домом. Долгие годы жизни в ФРГ и Швейцарии, постоянные разъезды, чужие города и страны, чужие люди, жизнь в отелях. Нет семьи. Нет детей. Недаром в одной из своих ранних песен он напишет: «Прости, но я не знаю, откуда я…»…

Но в колледже его ждёт много хорошего. Это лучшее, что дали англичане своим бывшим колониям. Он получает блестящее образование – языки, древняя история, философия, музыка… Он приобщается к классической музыке и року, играет на фортепьяно и в рок‑группе. Выходит на сцену школьного театра. Влюбляется в музыку и живопись. Учится игре в теннис и боксу, выигрывает свои первые призы. А почти военная выправка, которую он получил в колледже, в будущем очень пригодиться ему на сцене.

Он получит первый серьёзный опыт товарищества, настоящей мужской дружбы – ведь у этих мальчиков никого нет, родители далеко, и положиться можно только на себя – и на друзей. Они научаться ценить дружбу сильнее кровного родства – и в будущем именно на крепкой мужской дружбе, на чувстве локтя возникнет «Queen». А ещё такие школы превращают мальчиков в мужчин – и вышедшие из их стен никогда уже не будут прятаться за материнскую юбку, научаться сами решать свои проблемы, смогут постоять за себя.

Он приобщается к иному религиозному опыту на уроках катехизиса и в церкви, которую посещают все ученики независимо от вероисповедания. Узнает церковную музыку, столь непохожую на пение жрецов в зороастрийских храмах, увидит христианские фрески и статуи, будет петь в церковном хоре. Узнает и о добром Боге Иисусе Христе, так похожем на Ормазда и страдавшего за людей на кресте, давшем им вечную жизнь своим воскресением. Их катехизис, их Библия, их молитвы и псалмы – все это так похоже, и в то же время совсем другое. Как настоящий парс, он навсегда останется зороастрийцем, но всю жизнь будет отмечать христианские праздники и восславит Христа в нескольких песнях. Он будет ходить в церковь, если рядом не будет родного храма – ведь он понимает, что Бог один. А «Queen» станет единственной в мире рок‑группой, в которой зазвучат зороастрийские и христианские проповеди.

Потом будет возвращение к родителям, ставшим чужими, эмиграция в Англию. Он попадёт совсем в иной мир – мир Запада, которому суждено стать его второй родиной, местом славы и смерти. А у старшего Балсара появится повод для беспокойства.

Эти джуддины совсем потеряли рассудок. По сравнению с тем, что здесь творится, родная Индия – умиротворённый рай. Здешняя молодёжь настолько сдружилась с дэвами, что даже внешне на них походит. Бегают по улицам в срамном виде, пьянствуют, принимают наркотики, развратничают, завели себе кошмарную музыку, от которой неистовствуют, словно тысяча дэвов вселилась в этих несчастных. Уходят из дома, бродят стадами, творят такое, что вслух произнести страшно. Ахриман разгулялся в этих краях. Не лучшее место для воспитания детей.

И Фарух туда же. Отрастил себе длинные волосы, бренчит на гитаре, вырядился как бомбейская танцовщица, с воплями носится по дому, подражая какому‑то Хендриксу, пугая мать и сестрёнку. Водит домой джуддинов и орёт с ними их непотребные песни. Но этого ему мало…

– Ты с ума сошёл! Художник? Музыкант? А жить ты на что будешь? Я тебя на старости лет кормить буду? Нет, и не проси! Знаю я, чему они вас научат! Нет, я сказал – пока ты в моем доме, будешь приличным человеком! И учиться будешь там, где я скажу!

Но Фарух упрям не менее своего отца. Вопреки воле отца он все‑таки поступит в художественный колледж, а вскоре со скандалом покинет родительский дом, чтобы уже никогда туда не вернуться. Отец ещё долго будет злиться на непокорного сына. Фарух уйдёт к людям, которые будут называть его Фредди, и надолго исчезнет. Они почти не общаются, Фарух ведёт какую‑то непонятную жизнь в странном мире джуддинов. Потом сын станет богат и знаменит, но родителей это не радует. Мало того что он подался в лицедеи – про него такое говорят… Господи, срам какой!

Но отец напрасно печалится. Сын Верных не опозорит своей благородной фамилии – это невозможно. Пусть говорят о духовном кризисе, о потерянном поколении – это не про парсов. Они не знают никаких духовных кризисов – потому что их вера сильна и непреклонна, и никакие соблазны мира не могут поколебать их отношения с Богом – те же, что и тысячу лет назад. Просто сын слишком серьёзно воспринял уроки, полученные в отцовском доме и католическом колледже. Он затеял великую войну с Ахриманом, и ведёт её на языке рок‑музыки. Фарух выполняет главный завет праведного зороастрийца – живя в миру и не обращая людей в свою веру, направляет их к добрым мыслям, словам и делам, распространяя добро по всему миру. Он говорит с молодыми на самом понятном для них языке – языке рока. Его песни‑проповеди звучат на миллионах кассет и на многотысячных стадионах, и их слушают толпы мальчиков и девочек, многие из которых никогда больше не смогут быть злыми.

Никогда ни одного зороастрийского проповедника не слушало столько людей, сколько слушает Фаруха Балсара – в миру джуддинов Фредди Меркьюри.

У Фаруха серьёзные проблемы – ведь он осмелился служить Богу в рок‑музыке, которую дьяволопоклонники давно уже считают своей. Неудивительно, что о нем говорят такие ужасные вещи – ведь у него так много врагов.

Жаль, что соплеменники не понимают этого. Если и надо чего‑то бояться – то не грехопадения Фаруха, а злых людей…

Все же он ещё раз вернётся к парсам. Спустя двадцать пять лет сына убьют на этой войне, и отец привезёт его тело в маргзад – дом, где зороастрийцы обмывают и готовят к погребению своих покойников. И пусть злые люди оболгали Фаруха, пусть гомосексуалисты и дьяволопоклонники осрамили его на весь мир, но убитые горем родители могут им гордиться – он ничем не опозорил свой род, сотворив для людей больше добра, чем кто‑либо ещё из его древнего племени.