ИСКУССТВО ФИЗИОНОМИСТА

Великий Аристотель говорил: - С того момента, как жизненная сила души нашла свое отражение втеле, душа и тело сроднились между собой. Они взаимно влияют друг надруга. Особенно влиет душа на тело в минуты гнева, страсти, печали. Течувства, которые утаивает душа, тело выражает открыто. А наблюдая зателодвижениями и выражением лица, мы можем проследить за душевнымипереживаниями. В этом и заключается искусство физиономистов. В их распоряжении имеются признаки троякого рода: 1. Можно наблюдать некоторое сходство и сравнивать человеческуювнешность с внешностью животных. Можно также, подмечая движенияживотных, проводить аналогию с движениями людей. 2. Можно устанавливать сходство между отдельным человеком ипредставителями различных рас и народностей - эфиопов, индийцев,хеттов и других. Подмечая черты, роднящие отдельного человека схарактерными признаками разных народов, мы не ошибемся, определяя егохарактер. 3. Можно сравнивать лицо человека в спокойном состоянии с таким,каким оно бывает во время гнева, или во время испуга, или во времястрасти. И по отдельным признакам можно утверждать без риска впасть вошибку, что данный человек по натуре вспыльчив, труслив, похотлив. Искусство физиономиста требует тонкой наблюдательности иглубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего - дапрославится имя его! И тот, кто хочет чистым светочем знания обогатитьсвой ум, должен изучить три основы учения физиономистов. Подобно тому как яркий солнечный свет дает нам возможность видетьземные предметы, а без него ни один глаз ничего не увидит, так и беззнания физиономистики никто не сможет по внешности определить характерчеловека.* (* На этом кончалась одна из рукописей Абуль-Фараджа. Видимо, онхотел завершить книгу изречением одного из своих любимых греческихфилософов. Характерно, что эта книга начинается также с изреченийгреческих философов. Последние две "истории" были добавленыАбуль-Фараджем позднее.)