АБУЛЬ-ФАРАДЖ И

ЕГО "КНИГА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ" Абуль Фарадж Бар-Эбрей - один из самых выдающихся представителейсирийской средневековой литературы, ее общепризнанный классик. Богатоелитературное наследие Абуль-Фараджа до сих пор привлекает к себевнимание востоковедов. Лучшие его сочинения переведены на европейскиеязыки, а также на языки народов Востока. В ту эпоху, когда жил и творил Абуль-Фарадж, в страны Ближнего иСреднего Востока вторглись монгольские кочевники, возглавляемые ханомХулагу. Они захватили всю Переднюю Азию и присоединили ее кмонгольской державе. Монгольское владычество наложило отпечаток на все стороны жизнитогдашнего общества. На смену старым, давно сложившимся экономическими политическим связям и отношениям пришли новые. Тысячи людейснимались с насиженных мест, где жили их отцы, деды и прадеды, иотправлялись в другие страны в поисках убежища и куска хлеба. В это тревожное время и начал Абуль-Фарадж свою литературную,научную и общественную деятельность. Родился он в 1226 году в городе Мелитене (ныне город Малатья натерритории современной Турции) в семье известного врача. При крещениимальчик был наречен Иоанном, а впоследствии, когда стал епископом, -Григорием. Таким образом, его полное имя - Григорий Иоанн Абуль-ФараджБар-Эбрей. Родители постарались дать своему сыну широкое и всестороннееобразование. В детстве он обучался, помимо сирийского языка, арабскому- знание этого языка в ту пору было обязательным для каждого ученого.Впоследствии он познакомился также с персидским, греческим,древнееврейским, монгольским и армянским языками. Знание языковоткрыло ему доступ к обширной научной литературе, имевшейся в то времяна Востоке. Под руководством своего отца и других известных врачейАбуль-Фарадж прилежно изучал медицину. Он также занималсябогословскими науками и философией. В 1243 году к родному городу будущего писателя приблизилисьвойска хана Хулагу. Из города началось паническое бегство жителей. Неизбежать бы участи бездомных скитальцев и семье Абуль-Фараджа, если быне врачебная слава его отца. Он был назначен придворным врачом одногоиз монгольских полководцев и в течение нескольких месяцев неотлучнонаходился при нем, сопровождая его во всех походах. Но через некотороевремя семье Абуль-Фараджа удалось переехать в город Антиохию, где онабыла в относительной безопасности. Здесь Абуль-Фарадж продолжил своеобразование, а затем был пострижен в монахи. Следует иметь в виду, что в эпоху средневековья монастыри наВостоке были центрами учености, средоточием философов, историков,грамматиков, естествоиспытателей, обладателями коллекций древнейшихрукописей. После Антиохии Абуль-Фарадж жил в Триполисе, где продолжализучение медицины и риторики. В конце 1246 года двадцатилетний воспитанник монастыря настолькопреуспевает во всех науках, что получает назначение на пост епископаГубоса (небольшой городок близ Малатьи). С тех пор начинается егодуховная карьера, в которой он достиг высокого положения главымонофизитов (яковитов) - особого течения среди сирийских христиан. Скончался Абуль-Фарадж 30 июля 1286 года на шестидесятом годужизни в городе Мараге (Западный Азербайджан). Популярность Абуль-Фараджа как писателя, грамматика, врача,астронома, философа и богослова была к тому времени настолько велика,что в похоронах его приняли участие не только единоверцы-яковиты, но инесториане, греки и армяне. Литературное наследие Абуль-Фараджа огромно. Список сочинений,составленный Бар-Саумой, братом Абуль-Фараджа, насчитывает тридцатьодну книгу, но это далеко не полный перечень. Книги Абуль-Фараджа дают возможность судить о нем как овыдающемся писателе и энциклопедически образованном ученом. Почти всестороны жизни тогдашнего общества нашли то или иное отражение в егосочинениях, дающих богатейший материал для историка, филолога,лингвиста, этнографа. Его труды помогают нам лучше понять нравы иобычаи, верования, культуру и социальные отношения не толькосредневековой Сирии, но и сопредельных стран. Не имея возможности останавливаться здесь на всех его сочинениях,назовем лишь некоторые, наиболее значительные. Абуль-Фарадж оставилпосле себя не только чисто беллетристические сочинения в стихах ипрозе, среди которых первое место бесспорно принадлежит "Книгезанимательных историй", но и труды по философии, истории, астрономии,медицине, грамматике сирийского языка. Этим творчество Абуль-Фараджавыгодно отличается от творчества многих его современников ипредшественников, в произведениях которых преобладает религиознаятематика. Из философских трудов Абуль-Фараджа наиболее значительнымиявляются: "Книга зениц", "Книга о речи мудрости" и пространнаяэнциклопедия "Мудрость мудрости". В этих сочинениях Абуль-Фараджпредстает перед нами убежденным последователем - философских воззренийзнаменитого Ибн-Сины (Авиценны) - крупнейшего прогрессивного мыслителясредневековья. Из сочинений Абуль-Фараджа по астрономии следует назвать трактат"Восхождение ума", в котором затронуты проблемы космографии. Его перупринадлежит также астрономический альманах, включающий в себя рядтаблиц для начинающих изучать астрономию. Абуль-Фарадж долгое время жил в городе Мараге и работал взнаменитой марагской обсерватории. В этой обсерватории, обладавшей, по некоторым данным, огромнойбиблиотекой в 400 000 книг, трудились рука об руку ученые многих страни вероисповеданий. Наряду с арабами, персами, азербайджанцами тамработали китайцы, монголы, испанцы. В марагской обсерватории не только велись наблюдения за небеснымисветилами, но и конструировались новые астрономические инструменты иприборы, проводились серьезные математические исследования,комментировались труды знаменитых греческих философов, математиков,астрономов. Общение с выдающимися, прогрессивными людьми того времени немогло не сказаться положительно на творчестве Абуль-Фараджа. Весьма многочисленны медицинские сочинения Абуль-Фараджа, ибо всюжизнь он весьма успешно занимался медицинской практикой, и еговрачебная слава затмила славу его отца. В 1263 году Абуль-Фарадж былдаже назначен на должность врача великого монгольского хана. Наиболееизвестны его комментарии к "Афоризмам" основоположника античноймедицины Гиппократа, к "Медицинским вопросам" Хонейна Ибн-Исхака и ктрактатам знаменитого врача и естествоиспытателя древности Галена, атакже переработанный им трактат греческого медика Диоскорида "Олекарственных средствах". Смерть прервала работу Абуль-Фараджа надпереводом на сирийский язык "Медицинского канона" Ибн-Сины. Неоценимо велики заслуги Абуль-Фараджа в области созданияграмматики сирийского языка Его "Книга лучей" дает полныйграмматический очерк сирийского языка. Убежденный и ревностныйприверженец арабских грамматиков, Абуль-Фарадж следовал лучшимобразцам своего времени, и его труд и поныне является настольнойкнигой лингвистов-сириологов. Столь же важна для науки его краткая грамматика в стихах. В одномиз разделов этой грамматики в 618 двустишиях перечисляются редкие итемные по смыслу слова, встречающиеся у древних сирийских авторов,схожие по своему начертанию, но различные по смыслу. Для лингвиста ифилолога значение этой книги очень велико. Она является надежнымключом к правильному пониманию многих десятков давно забытых сирийскихслов и выражений. Обширное место в литературном наследии Абуль-Фараджа занимаютисторические труды, из которых выделяется его "Всеобщая история".Особенно ценна для нас та часть ее, где сообщаются данные политическойистории "от сотворения мира" до середины XIII века. В этом сочиненииАбуль-Фарадж широко использовал десятки трудов своих предшественников,особенно Михаила Сирийца (ум. в 1199 г.). Его историческое исследование базируется не только на сирийских,но косвенно и на арабских, персидских и греческих источниках. Книга Абуль-Фараджа пользовалась таким успехом, что, по просьбесвоих друзей-мусульман, он предпринял перевод ее на арабский язык,игравший в ту пору роль международного языка ученых Востока. Оставляя в стороне многочисленные богословские сочиненияАбуль-Фараджа, остановимся коротко на его поэтических произведениях.Абуль-Фараджу принадлежат несколько поэм, в основном дидактического ифилософского характера, полемическое послание несторианскомукатоликосу, элегия на смерть своего современника Иоанна Бар-Мадания,множество эпиграмм-четверостиший и ряд стихотворений, написанных "послучаю". На его поэтическом творчестве ясно сказалось влияние лучшихобразцов средневековой арабской поэзии. "Как поэт Бар-Эбрей вызывалудивление своих соотечественников", - писал о нем в конце прошлоговека известный историк сирийской литературы В. Райт. Для стихотворных произведений Абуль-Фараджа характерны ясный,живой, образный язык, четкие ритмы, разнообразные рифмы. Его стихиярко выделяются на фоне вымученных версификаторских произведений,наполнивших в XIII веке сирийскую литературу. Философ, астроном, медик и филолог, историк и поэт в одном лице -явление примечательное, но не единичное для средневековья. Широкийэнциклопедизм был характерен для многих ученых и писателей тоговремени. Наконец, представленная здесь в русском переводе "Книгазанимательных историй" - последнее произведение писателя - рисует намАбуль-Фараджа с новой стороны - как неутомимого собирателя фольклора,знатока и ценителя острого, меткого слова, соленой шутки, замысловатойбасни, лаконичной поговорки, хитроумного изречения, короткогоюмористического или назидательного рассказа. Чувство юмора былоорганически присуще Абуль-Фараджу, и это проявлялось при самыхнеожиданных обстоятельствах. Даже на смертном одре Абуль-Фарадж, посвидетельству очевидцев, продолжал острить, развлекая своих учениковсмешными историями...