ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО

Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отно­шению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на само­обеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный российский историк В.Данилов в своих работах ис­пользовал для характеристики особенностей крестьянского хозяйст­ва различение живого и овеществленного труда, введенное К.Мар­ксом2.

Облик крестьянина как человека определяется способом вклю­чения его в социальные отношения, создающиеся в процессе вос­производства жизни. При этом следует, конечно, иметь в виду, что общественное производство не равно материальному, а капитал не сводится к экономическому (см. тему 2). В крестьянском хозяйстве естественно возникшие средства производства (земля, рабочий скот) доминируют над исторически приобретенными, искусственны­ми, изобретенными. Человек выступает как рабочая сила при нату­ральной системе производительных сил. Со своей телесной стороны он предстает в качестве мускульной энергетической силы. Истори­чески созданные средства труда — результат включения природных факторов в производственный процесс (земледельческие орудия, ирригационные сооружения, одомашненные животные, ремеслен­ные инструменты, дороги). Они соединяются с опытом, основанным на традиции.

С одной стороны, жизнь в крестьянском сообществе не несет не­ожиданностей. Все движется по накатанной веками колее. Детство, юность до женитьбы или замужества, женитьба, ведение собствен­ного хозяйства, смерть. Жизнь регулируется традицией, обычаем, обычным правом (по прецеденту). Временной цикл подобен природ­ному: здесь господствует представление о «времени-круге», вечном возвращении.

С другой, крестьянское существование — жизнь на краю. Кре­стьянин живет на границе природы и общества. Природа и сейчас, в конце XX века, грозит погубить крестьянские надежды на урожай и изобилие.