Определение социальной реальности.

Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению с другими видами познания познавательной деятельностью. В классификации наук отдельной строкой стоят социально-гуманитарное знание и науки. Всех их объединяет общее поле исследования – социальная реальность. Определение этого понятие является прерогативой социальной философии.

Социальная реальность как объект познания в конечном счете есть деятельность людей, преследующих свои цели. Эта деятельность отличается следующими особенностями. Во-первых, люди действуют и вступают в определенные отношения как существа сознательные, их деятельность и отношения всегда опосредованы определенными целями, идеями. Идеальное, субъективное, сознательное не просто сопровождает объективный социальный процесс. Ее влияние существенней: идеальная деятельность делает возможным саму реализацию объективных социальных закономерностей.

В естествознании сущность природных явлений раскрывается в анализе только материальных процессов и структур: природа сама по себе не содержит в себе идеального. Иначе обстоит дело в обществознании, которое имеет дело с человеком, его духовным, субъективным миром, имеющим идеальный характер.

Во-вторых, деятельность людей порождает одновременно повторяющиеся события, но каждый раз в форме неповторимого, индивидуального. Другими словами, она осуществляется в диалектической связи общего и единичного. Уникальность есть выражение особой природы социального, ее учет – один из факторов познания общественных явлений. Именно поэтому в системе знаний об обществе складываются науки, в которых не только не игнорируется роль единичного, неповторимого, но, напротив, только через них, через воспроизведение событийной канвы достигается наиболее адекватное познание социальной действительности. Наиболее ярко эту черту представляет такая гуманитарная наука как история.

В-третьих, деятельность людей всегда осуществляется в системе определенных общественных отношений, прежде всего производственных, которые являются непосредственной основой формирования всех или почти всех иных непроизводственных форм общественных отношений, а также сферы духовной жизни общества. Последняя, в свою очередь, через порожденный результат влияет на всю систему общественных отношений и тем самым определяет собственное развитие.

Когда мы называем окружающую природу объективной реальностью, то тем самым мы хотим подчеркнуть, что она существует вне и независимо от нашего сознания. Когда мы описывая наше сознание или психику в целом, называем их субъективной реальностью, то тем самым указываем на принадлежность их нашему внутреннему миру. Какое это имеет отношение к социальной реальности? В этом заключена суть проблемы. Социальная реальность – это объективная или субъективная реальность?

Очевидно, что социальная реальность не может быть однозначно отнесена не к объективной, не к субъективной реальности. Она – единство того и другого. Сложившиеся в ней в процессе деятельности связи и отношения как материального, так и духовного плана составляют, образно говоря, «материю» этой реальности. Однако эта «материя» не локализована в пространстве и времени как нечто неизменное, постоянное. Эта материя - результат деятельности людей. Главными ее характеристиками являются, с одной стороны, процессуальность, с другой – монадность. Социальная реальность существует только как самовоспроизводящаяся через отдельные дискретные акты действий индивидов, в которых происходит постоянное возобновление самого социального бытия и его обновление. Таким образом, социальная реальность – это «пульсирующий» процесс по законам традиции и инновации. Благодаря этим качествам социальная реальность производит впечатление континуальности, непрерывности.

Таким образом, социальную реальность мы определим как развертывающийся во времени процесс человеческой деятельности, связь моментов человеческого бытия. Что касается индивидуального человеческого бытия, то оно, выходя за рамки человеческой телесности, разворачивается в пространстве и времени человеческих сущностных сил, наполняя над индивидуальные формы социальной реальности.

Очевидно, что реальное существование социального возможно лишь в обществе и посредством общества, а общество, в свою очередь, есть организационная форма бытия социального. Поскольку деятельность является субстанцией социального, то именно она выступает объектом социального познания.

Существует несколько типов совместной деятельности людей. Они присутствуют во всех известных истории обществах. Можно назвать следующие типы совместной деятельности людей: материально-производственная, организационная (включает в себя коммуникативную и социально-управленческую деятельности), духовная и социальная. Материально-производственная деятельность людей направлена на создание необходимых для их существования материальных благ, предметов потребления. Организационная деятельность людей обеспечивает функционирование общества как целостной системы. Для этого обществу необходимо административное и политическое управление, установление коммуникативных связей между различными элементами системы, например, между покупателями и производителями, между отдельными производителями, между городом и деревней и т. д. Духовная деятельность людей обеспечивает создание духовных ценностей, необходимых для функционирования общества не в меньшей степени, чем материальные блага. Важным компонентом духовной деятельности выступает познавательный процесс. Существуют специализированные формы духовной деятельности людей, в том числе искусство, правотворчество, религия, мораль, наука, философия, политика, через которые человек познает мир, одновременно вырабатывая ценностное отношение к нему. Последним типом совместной деятельности людей является социальная деятельность, в задачу которой входит общественное воспроизводство человека. Для функционирования общества недостаточно простого рождения человека. Необходимо, чтобы он прошел все этапы инкультурации и социализации, ребенка необходимо воспитывать и обучать, чтобы он смог в дальнейшем выполнять определенные социальные роли, стать полноценным членом общественной системы. Думается, что сама структура деятельности как субстанции социального определяет картину всего спектра социально-гуманитарных наук и может служить основанием для их классификации.