Тема 3. Гносеологические проблемы социального познания.

Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов, а духовный мир человека и общества в его идеальном и материализованном виде. Как объект исследования, он имеет субъективное измерение, которое проявляется в идеологической и ценностной нагруженности. Как писал М.М. Бахтин, человеческое бытие как объект познания существует «в категориях цели и смысла». Другими словами, подлинно человеческое бытие – это жизнь в соответствии с идеалами и ценностями. Следовательно и знание об этом бытие наполнено идеологическим смыслом и ценностными ориентациями. Это составляет его главное отличие от естественнонаучного знания. Отсюда вытекают все проблемы, связанные с обоснованием истины. Остановимся подробнее на гносеологическом аспекте социального познания.