Концепция науки эмпириокритицизма.

 

Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естествознании на рубеже 19-20 столетий. По сравнению с первым позитивизмом второй занимает более последовательную позицию идеалистической методологии, чем первый.

Методологическая позиция первого позитивизма была противоречивой и состояла в убеждении в том, что хотя человеческое познание и ограничено явлениями сознания, ощущениями, но, с другой стороны, то знание, которое достигает «положительная наука», т. е. естествознание, носит окончательный характер и совпадает с некой вечной, объективной истиной. Последнее положение совпадало с наивно-материалистическими убеждениями. Правда, «окончательность» этих открытий поддерживалась тем положением, что за пределами самих ощущений открывать больше нечего. Но все же это было убеждение в возможностях естествознания постичь окончательную истину на уровне явлений. И в этом смысле первый позитивизм проявлял единство с естественнонаучным материализмом 19 века.

Естественнонаучным материализмом 19 века принято называть философское мировоззрение самих ученых-естествоиспытателей, которое опиралось на их собственные научные открытия и убежденность в реальном существовании объективного мира и возможности постижения его сущности. Ученые-естественники придерживались картине мира, согласно которой бесконечно движущиеся неделимые и неизменные материальные частицы, атомы, подчиняясь механическим законам двигаются в бесконечном пространстве. В один момент времени это движение дает одно сочетание атомов в пространстве, в другой – другое сочетание тех же атомов. И эта картина мира в общих чертах представлялась окончательной, допускающей лишь некоторые уточнения.

Но рубеже 19-20 веков нарисованная научная картина мира стала рушиться: обнаружилось, что атом делим. Возник кризис в физике. Философской реакцией на все эти события стал эмпириокритицизм или махизм и «физический» идеализм, в целом. Первый позитивизм, также как и естественнонаучный материализм 19 века как разновидность метафизического материализма, пришли в упадок. В.И. Ленин писал: «Все старые истины физики, вплоть до считавшихся бесспорными и незыблимыми, оказываются относительными истинами, - значит никакой объективной истины, не зависящей от человечества, быть не может. Так рассуждает не только весь махизм, но весь «физический» идеализм вообще» (Ленин В.И. ПСС, т.18. – С.328).

Ленин видел выход из сложившейся ситуации в переходе физиков с позиций метафизического мировоззрения на позиции диалектико-материалистической философии. Авенариус, Мах и другие противники материализма видели выход в усилении позиций субъективного идеализма и агностицизма. «Первый» позитивизм был объявлен ими как несостоявшаяся «метафизика» за попытки построить картину мира и его законов, основываясь на науке.

Основными особенностями «второго» позитивизма или эмпириокритицизма стали:

1)сведение философии к субъективно-идеалистической теории познания, оторванной от действительности;

2)отрицание объективной реальности, отражаемой нашим сознанием;

3)утверждение, что наука не дает подлинной картины мира, а доставляет лишь «символы, знаки, отметки для практики».

4)утверждение, что позитивизм ничего общего не имеет с агностицизмом, поскольку считает, что сами явления (ощущения) и есть сущность мира;

5)наука имеет дело только с относительными истинами.

Основоположники эмпириокритицизма Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916) не ограничивали себя только философской деятельностью. Э. Мах был крупным физиком своего времени, автором известных работ по механике, акустике и оптике. Благодаря этому многие ученые благосклонно относились к философским взглядам Маха. Р. Авенариус специализировался в области психофизиологии. Уже в 70-80-х годах 19 века он создал свое философское учение называя его эмпириокритицизмом – «критикой опыта». Философским теоретическим источником его взглядов были учения Беркли и Юма, на базе которых были феноменологически истолкованы новые открытия в естествознании (радиоактивности в 1896 г., электрона в 1895 г., рентгеновских лучей в 1895 г.). Эти открытия послужили для махистов поводом к утверждению, что «материя исчезла» и релятивизации всех свойств физических объектов. Уже в 20 веке в этих целях стала использоваться специальная теория относительности А. Эйнштейна.

Важнейшими теоретическими составными частями философии эмпириокритицизма Авенариуса были: 1) программа «очищения опыта»; 2) теория «нейтральных элементов опыта»; 3) принцип «экономии мышления». В двухтомном труде «Критика чистого опыта» (1888-1890) Авенариус выдвинул предложение о том, что задача философии состоит в «очищении» опыта от всего того, что может быть истолковано как признание объективности, т. е. независимости какой бы то ни было «реальности» от ощущений. Эмпириокритицизм исходит из субъективно-идеалистической предпосылки, названной им «принципиальной координацией» субъекта и объекта, неразрывности «Я» и «среды». По Авенариусу, не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Мир дан нам только в «принципиальной координации», действительной или только возможной, т. е. как опыт. «Очищение» опыта служит интересам научного мышления, считает Авенариус. Научное мышление должно освободиться от привнесенных компонентов, в частности, оценочных и антропоморфических.

Первые, оценочные, - это этические и эстетические оценки, присоединяемые наивным мышлением к предмету и рассматриваемые так, как если бы они характеризовали сам предмет. Так, например, мы называем предмет хорошим или дурным, красивым или безобразным, но эта наша оценка не выражает свойств предмета.

Вторые, антропоморфические, - делятся на три группы: а) мифоло­гические, б) антропопатические, в) интеллектуально-формальные. Для науч­ного познания особое значение имеют интеллектуально-формальные привне­сения. Здесь Авенариус расходится с Кантом, который считал необходимым для научного познания наличие априорных категорий, т. е. до опытных наиболее общих понятий, например, закономерность, причинность и др. Авенариус же считает, что они должны быть устранены как произвольные привнесения. Прежде всего Авенариус подвергает критике понятия субстанции и причинности. Он считает, что в описываемой физикой картине мира представлены атомы, приводимые в движение силой. Но в опыте мы имеем лишь ощущение силы, а не саму силу или атомы. Точно также в опыте мы знаем, что одно явление следует за другим, но не саму причинность. Аналогично обстоит дело и с субстанцией. По Авенариусу, субстанция – это нечто с чем мы связываем изменения, некий «идеальный пункт». Поэтому «субстанция отпадает и остается ощущение», - считает философ.