Тема 3. Наука эпохи Возрождения.

 

Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышления, основным содержанием которого выступает гуманизм. Гуманисты ратовали за создание нового уклада жизни, за возврат к духовным ценностям античности.

В эпоху Возрождения блестящее развитие получила литература и изобразительное искусство – живопись, скульптура. С этой эпохой связаны великие имена Леонардо да Винчи (1452-1519), Уильяма Шекспира (1564-1616), Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547-1616). Можно отметить и крупных натурфилософов – Николая Кузанского (1401-1464), Пико делла Мирандола (1463-1494), Бернардино Телезио (1509-1588), Джордано Бруно (1548-1600) и др., а также ученых и в первую очередь Николая Коперника (1473-1543).

Имя великого художника Леонардо да Винчи известно всему миру. Такие его полотна, как «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы («Джоконда»), стали шедеврами изобразительного искусства. Изобретательская и научная деятельность Леонардо да Винчи оставалась долгие годы неизвестной. Только в конце 18 века началось изучение трудных для понимания рукописей Леонардо. Эти рукописи написаны особым способом – так ,что их можно читать только в зеркале. В настоящее время историки техники насчитывают сотни изобретений Леонардо да Винчи, найденных в его записных тетрадях. Наиболее часто эти изобретения изображены в виде чертежей с короткими ремарками. Более всего известны такие изобретения, как цепная передача, ременная передача, роликовые опоры, карданное зацепление, различного рода станки – молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет и др. Много изобретений Леонардо сделал в области гидравлики. Он принимал участие в организации мелиорационных работ, в устройстве гидросооружений в Наваре, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста. Леонардо разработал механизмы, сходные с устройством современных землечерпалок, усовершенствовал конструкцию шлюзов.

Несомненно мечтой Леонардо был полет человека. Он спроектировал в 1490 г., а возможно и построил, модель летательного аппарата с крыльями как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Леонардо понимал , что существует подъемная сила крыла, думал о полете с помощью ветра (парящем полете). Самый ранний дошедший до нас проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни, возможно поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим.

Одной из теоретических проблем науки, привлекавших внимание ученых Возрождения, были вопросы магнетизма и электричества. Английского ученого Вильяма Гилберта (1544-1603) называют «отцом науки об магнетизма и электричестве». Гильберт был врачом, но интересовался «магнитной философией» с целью улучшения работы компаса. Это отвечало интересам Англии в ее стремлении господствовать на море. В своем сочинении «О магните» Гильберт описал ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показал, что всякий магнит имеет полюсы, что свойство полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс, и другие. Гильберт предположил, что наша Земля - большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, т. е. как бы в различных точках земной поверхности. Это один из ранних классических естественнонаучных экспериментов, имеющий глубокий мировоззренческий смысл.

Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.) Он же установил, что свойства притяжения теряются у этих предметов при нагревании. Многочисленные эксперименты по электричеству Гильберт пытался связать в теории электромагнитного притяжения, но это ему не удалось. Он не вышел за пределы представлений античности, например, не считал мнение о существовании души у магнита, высказанное еще Фалесом, абсурдным. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойствами притяжения обладают тела, происходящие из воды.

Наиболее выдающихся достижений в эпоху Возрождения достиг Н. Коперник (1473-1543). Образование он получил в Ягеллонском университете в Кракове, а затем 10 лет совершенствовал свои знания в Италии, где знакомится с достижениями великих творцов Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуанском университете он изучает юриспруденцию и становится специалистом по каноническому праву. В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г. возвращается на родину, становится каноником Вармейской епархии, где и прожил до конца своих дней.

К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел от неудовлетворенности восприятия системы Птолемея. Коперник был убежден в гармоничности, простоте и разумности природы, а система Птолемея была громоздкой, сложной по расчетам, что вызывало его сомнения. Таким образом, к идеи пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т. е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения.

Концептуальное изложение своей системы Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд «О вращении небесных сфер», в котором сформулировал новую гипотезу об устройстве мира. Сочинение состояло из 6 книг.

-В первой приводятся аргументы Коперника о движении Земли и ее месте во Вселенной. Здесь также рассматривается вся Солнечная система в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга трактатом по тригонометрии.

-Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и приводится каталог 1025 звезд.

-Третья книга трактует о видимом движении Солнца.

-В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений.

-В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запутанность описания этих движений.

Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг которого по круговым орбитам последовательно вращаются планеты, первой из которых является Меркурий, делающий свой оборот вокруг Солнца за 88 дней, затем Венера за 9 месяцев, затем Земля вместе с орбитой Луны за 1 год, затем Марс за 2 года, затем Юпитер за 12 лет, затем Сатурн за 30 лет. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил,» - пишет он. Совершая вращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, видимое движение звезд на небе.

Коперник не решался издавать это произведение, справедливо опасаясь гнева церкви. Сочинение было издано спустя 10 лет в 1543 г. в Нюрнберге по настоянию молодого профессора Виттенбергского университета Ретикуса. Книга была посвящена Папе Павлу 111. Коперник увидел свою книгу лишь за несколько часов до смерти. В 1616 г. произведение Коперника было внесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Запрет был снят спустя более, чем 200 лет.

Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом:

-Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов ,подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики.

-Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов религиозному миропониманию. Религиозная картина мира исходила из признания центрального положения Земли, поскольку это давало основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное миропонимание противопоставляло земное, как телесное и тленное, небесному, как нетленному. Но в свете идей Коперника Земля становилась обычной «рядовой» планетой.

-Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой ,на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге (1546-1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающую Вселенную. Но этого не произошло.

Одним из активных сторонников гипотезы Коперника был Дж. Бруно (1548-1600). Он дал философское обоснование взглядам Коперника и сделал следующий шаг в его развитии, отказавшись от идеи конечности Вселенной. Согласно Бруно, у Вселенной нет центра вообще. Она бесконечна и состоит из множества миров, подобных нашему. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже». За свои убеждения Дж. Бруно поплатился жизнью. Как еретик, он был сожжен на костре по Площади цветов в Риме 17 февраля 1600 г.

Но научный прогресс это уже не могло остановить Наступали иные времена – эпоха Нового времени.

Тема 4. Наука Нового времени.

 

Новое время, начало которого относят к 17 веку и начинают отчет с имени Френсиса Бэкона (1561-1626), стало временем, когда наука приобретает доминирующее значение в постижении бытия. Именно этот английский философ-материалист уловил, что «знание – сила», что единое ранее знание, именуемое философией, в силу экономических, политических и иных причин начинает объективно расчленяться на собственно философию и науку. Его считают основателем философии Нового времени и всего экспериментирующего естествознания. Свою научную программу Бэкон назвал «Великое восстановление наук» и для целей ее осуществления разработал метод индукции. Прогресс науки, по его мнению, возможен на эмпирическом пути: от наблюдения, анализа, классификации, и сравнения к выводу законов и их опытной проверке. Рациональным, силлогистическим выводам он не доверял, так как всецело олицетворял их со средневековой схоластикой.

Почву для постройки новой рациональной науки создал другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт (1596-1650). Им был разработан метод дедукции, который опирался на ясные и отчетливые идеи сознания, т. е. прочным основанием метода был сам человеческий разум. С Декарта начинается поклонение человеческому разуму как высшей инстанции познания. Среди многих достижений ученого и философа особую роль играет создание аналитической геометрии. Она, по его мнению, должна была стать универсальной наукой, тождественной методу. Создав систему координат и введя представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента – Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом, обеспечивающим формализацию исследуемого явления, появилась возможность любую реальность представлять количественно.

В своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством материи, с точки зрения Декарта, является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял.

Философ внес свой вклад в учение о движении. Движение Декарт понимает как относительное: нет абсолютного покоя, тело может двигаться относительно одних тел и покоится относительно других. Источником движения является Бог – он перводвигатель.

Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.

Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой.

Третий закон определял принцип движения сталкивающихся тел.

В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог.