Ф.Л.Райт. Уиллитс-хаус в Хайленд- парке. 1902. План


шенном многоцветными с золотым узором мозаиками австрийского же живописца Г. Климта. В США архитектура односемейного загородного жилого дома прио­брела более жизненно-целесообраз­ный характер. Принцип естествен­ного и свободного развития компо­зиции здания в соответствии с потребностями его обитателей за­ключался в лозунге « форма следует функции», провозглашенном еще в XIX веке Л. Салливеном. Его уче­ник Ф. Л. Райт создает свой тип дома, представляющего собой ком­плекс связанных друг с другом по­мещений и построек, либо стелю­щихся по ровной местности в «домах прерий» (крестообразный в плане с очагом в центре Уиллитс-



50 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

хаус в Хайленд-парке, 1902), либо, как в собственном доме архитек­тора Телизин-Норт в Спринг-Грине (1911), охватывающих собой склоны холма. Безусловно родст­венная по своим формам европейс­кому «стилю модерн» (например, Мартин-хаус в Буффало, 1904), эта архитектура совершенно чужда его тяготению к роскоши и декоратив­ности. Свои здания Райт возводит из естественных материалов, а ха­рактерного для стиля эффекта увле­кательности, занимательности ар­хитектуры достигает с помощью динамичной объемно-пространст­венной композиции. В постройках Райта воплощается также еще одна идея, которая была неведома евро-


пейскому «стилю модерн» - естест­венное слияние здания с окружа­ющей природой, чему служат как соответствие его плана и компози­ции характеру местности, так и тер­расы, галереи, широкие проемы, от­крывающиеся во внешний мир, и т.п. Здесь не без некоторой доли ро­мантики осуществлялись прин­ципы «органической архитек­туры», предполагающие прочную связь со средой, также выдвинутые Салливеном. Вместе с его учением о функциональности формы они сыграли значительную роль в по­следующей истории архитектурной мысли.

Архитектура многоквартирного, в несколько этажей, жилого дома за-