ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

ными для Великобритании фор­мами кирпичного зодчества. К 1910-м годам это переходное дви­жение иссякает, и в архитектуре складывается новая ситуация. К этому же времени приносят свои плоды, во многом обескуражива­ющие, и градостроительные начи­нания, которые возникли на рубеже XIX-XX веков в контексте идей об эстетическом преображении мира, выдвинутых «стилем модерн». Ан­гличанин Хоуард в своем труде «Завтра, мирный путь к действи­тельной реформе» (1898) разраба­тывает > концепцию города-сада, имеющего целью исправить зло современной цивилизации, оторвав­шей человека от природы, и сфор­мировать человеческое общежитие, излеченное чисто архитектурными ; средствами от социальных противо­речий. Социал-реформистские цели его программы достигнуты не были; градостроительные идеи Хо-уарда получили продолжение в дви­жении «дезурбанизма, развившемся в 20-е годы; практическое же при­ложение его концепции дало совер­шенно микроскопические резуль­таты, несмотря на все усилия Ассо­циаций городов-садов, возникших сначала в Англии, а затем в других странах - Франции, России.' По инициативе Э. Хоуарда или в русле возбужденного им движения было сооружено лишь несколько посел­ков (Лечуорт в Англии, 1902-1903, Э. Р. Ануин; Хеллерау в Германии, основан в 1907 г., планировка Р.Ри-мершмидта), содержащих позитив­ный опыт планировки, увязанной с окружающей природой, но ни в


коей мере не разрешивших острые проблемы, назревшие в стихийно разрастающихся больших капита­листических городах. Не получил применения и проект «Индустри­ального города» (1901-1904) фран-j/ цузского архитектора Т. Гарнье, предусматривавший остро необхо­димое для современного города рас­членение его территории на зоны различного назначения - жилую, промышленную и т. п. Идеи Гарнье, как и идеи Хоуарда, были подхва­чены в последующее время, но и в тот период и позже решение архи­тектурно-градостроительных про­блем упиралось в их социальную природу, без изменения которой даже самые возвышенные намере­ния оставались утопичными. В силу этой природы градостроительные поиски приобрели в 1910-е годы совсем другое направление: на пер­вый план выходит в это время со­здание парадных столичных ансам­блей, которые проектируют по классической радиально-кольцевой системе в России И.А.Фомин («Но-'вый Петербург», 1911-1912), для Австралии чикагский архитектор У. Б. Гриффин (Канберра, 1911-1912), для Индии англичанин Э.Лаченс (Нью-Дели, 1913). Соору­женный в 1913-1938 годах в проти­вовес историческому Дели и в отда­лении от него новый репрезентатив­ный город Нью-Дели со временем обрел связи с окружающей средой. Но сколь поучительным создание Нью-Дели выглядело в 1910-е годы: «идеальная» столица азиатской ко­лонии как вывод из прекраснодуш­ных утопий начала XX века!