В.Гропиус. Завод Фагус в Альфельде. 1911-1916



58 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ


НАЦИОНАЛЬНАЯ РОМАНТИКА, НЕОКЛАССИКА

донского графства (1911-1922, Р. Нотт), образовавшие целый ан­самбль Бородинский мост (1912, Р. И. Клейн) и Киевский вокзал (1914-1917, И.И.Рерберг) в Москве, Музей искусства и истории в Же­неве (1903-1910, А. Камолетти) и другие. Этот стиль распространился в архитектуре дорогих, респекта­бельных особняков, а особенно -банковских зданий в разных стра­нах Европы и за ее пределами. Неоклассическая тенденция прак­тически не прерывалась в течение XX века, но приобретала в разных условиях различное содержание. В


И «НОВАЯ АРХИТЕКТУРА» В 1910-е ГОДЫ 59

1910-е годы в ней воплощались представления ее сторонников о классической традиции как досто­янии национальной культуры (во Франции, в Англии, в России) и в не меньшей мере - понимание ордерной системы как единствен­ного и абсолютного выражения эстетического и тектонического со­вершенства архитектуры. «Новая архитектурам 1910-х годов, решительно отвергающая традиции исторических стилей, опробует в своих первых произведениях основ­ные собственные принципы - кон­структивный, функциональный,


 


 


родного или средневекового зод­чества сообщали свою тему произ­ведениям национальной роман­тики. В такой, своего рода неопал-ладианской архитектуре ордерным формам придавалось не столько конструктивное, сколько изобрази­тельно-пластическое значение; они интерпретировались и компонова­лись с различной степенью вольно­сти, иногда в сочетании с мотивами «стиля модерн» (например, в инте­рьерах здания немецкого посоль­ства в Ленинграде, 1911-1912, П. Беренс). В неоклассическом стиле были созданы значительные уникальные сооружения: Театр Елисейских полей в Париже (1911-1913, О. Перре), отличаю­щийся благородством пропорций и сдержанностью своего ордерного убранства фасада, для которого нео­классические же скульптуру и рос­пись выполнял А. Бурдель; памят­ник А. Линкольну в Вашингтоне (1914-1922, Г. Беэкон), Совет Лон-