М. Берг. Зал Столетия во Вроцлаве. 1911-1913


60 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

эстетический. Первый из них был нацелен на разработку новых желе­зобетонных и металлических кон­струкций и, в отличие от иносказа­тельно-изобразительной и декора­тивной трактовки, свойственной «стилю модерн», - на поиски их выразительности самих по себе (сетчатые металлические конструк­ции инженера В. Г. Шухова в Рос­сии; Зал Столетия с открытыми ре­брами железобетонного свода, по­строенный немецким архитектором М.Бергом в 1911-1913 гг. во Вроц­лаве в Польше - в те годы Бреслау в Германии; складчатые железобе­тонные своды - оболочки ангара в Орли около Парижа, 1916, инженер Э. Фрейсине). Второй принцип v предполагал функциональную обу­словленность архитектурных форм, на этот раз уже не индивидуаль­ными потребностями человека, как в «стиле модерн», а безличными процессами, протекающими в зда­нии, или надобностями человека, понятого как среднестатистическая единица (здание завода Фагус в Альфельде в Германии, 1911-1916, автор которого В. Гропиус возводит сплошную стеклянную стену, обес­печивающую освещенность инте­рьеров, свободно сочетая металли-


ческий каркас с традиционной кир­пичной кладкой). Третий, собст­венно эстетический принцип за­ключался в выработке архитектур­ных форм, лапидарных и геоме-тричных, отвечающих техническим свойствам новых материалов и да­ющих образное, мыслимое истол­кование их возможностей в духе но­вого стиля, считающего единст­венно прекрасными именно эти технические формы. Здесь, наряду с такими, пока еще единичными постройками, как дом Штайнера в Вене (1910, А. Лоз) и произведения архитектурного «чешского ку­бизма» (дом «У Чёрной богома­тери» в Праге, 1911-1912, Й. Гочар), следует иметь в виду утопические проекты города будущего (1913-1914) итальянского футури­ста А. Сант-Элиа, соединявшие во­едино здания с расположенными на разных уровнях проездами для транспорта, фантастические про­екты (1914-1918) немецкого архи­тектора Э. Мендельзона и ряда дру­гих зодчих тех лет. В широкое интернациональное дви­жение, включившее в себя различ­ные идейные концепции и социаль­ные программы, новая архитектура превратилась с 20-х годов.