ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

По этим путям медлительно двига­лось развитие латиноамериканс­кого искусства, поглощая отзвуки европейских художественных вол­нений и лишь слегка возбуждаясь от романтических призывов к на­циональному и общественному подъему, провозглашавшихся та­кими энтузиастами, как мексика­нец X. Мурильо (доктор Атль). Пер­вый взрыв был вызван Мексиканс­кой революцией 1910-1917 годов. Она вовлекла искусство в круг са­мых глубоких и острых проблем XX века. По тем же законам, кото­рые пришли в действие в русской графике во время революции 1905 года, в Мексике переживает подъем политический рисунок и гравюра. В ее потоке сближаются питавшиеся фольклорными исто­ками творчество гравера Х.Г. По­сады, создававшего свой жанр со­циальной политической сатиры -так называемый «калаверас» (бук­вально «черепа»), - и искусство Х.К. Ороско, студента Академии ху­дожеств, который бросает писать интерьерные сцены и работает как карикатурист в революционной прессе. Ороско исполняет серию ак­варелей и рисунков «Мексика в ре­волюции» (1913-1917, закончена позже). Полная кипучей экспрес­сии драма народной борьбы вопло­щается здесь в образах, соединя­ющих монументально-обобщенное начало с острой, гротескной харак­терностью. Молодые художники ищут прямую связь своего твор­чества с революционной борьбой. Студенты Академии художеств в Мехико в 1911 году бастуют против


рутины в художественном обучении и провозглашают одновременно по­литические требования. На Кон­грессе художников-солдат в 1918 году выдвигается программа создания искусства, поднимающего массы на освободительную борьбу. С этими идеями передовые худо­жественные силы Латинской Аме­рики вступали в новый период исто­рии искусства XX века. Застарелое, косное средневековье и колониальные или полуколониаль­ные режимы - таков общий облик огромного азиатского региона на рубеже XIX-XX веков в архитек­турной среде массового непрофес­сионального зодчества и вкраплен­ных в эту стихию европейских кварталов и парадных «морских фа­садов» старых городов Индии, Ки­тая, Индокитая, Индонезии, стран Ближнего Востока (а также Север­ной Африки), на фоне народного художественного ремесла - основ­ного массива искусства - возни­кают в это время ростки нового профессионального художествен­ного творчества. Процесс этот шел не повсеместно и не одинаковыми темпами. Многие народы Азии еще долго сохраняли первобытный строй своей культуры, в первые де­сятилетия XX века только начали обозначаться новые веяния в ис­кусстве арабского Востока, но в ис­кусстве Японии еще в конце XIX века развились новые движе­ния, была освоена европейская си­стема обучения архитекторов и ху­дожников.

Там, где искусство начинало ула­вливать освободительные веяния,