С.Т.Конёнков. Стрибог. Дерево. 1910. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея


движение набирает силу, стано­вится энергичным, напористым. А. Бурдель создает свое главное произведение - героическую, тем­пераментную статую «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Националь­ный музей современного ис­кусства - в составе Центра Пом-пиду), выступает в 1910-х годах как монументалист в своих рельефах и росписях для Театра Елисейских полей в Париже, в конной статуе и аллегорических фигурах памятни­ка Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-1917). Во всех этих работах


живая реальность сочетается с чет­ким ритмическим началом и остро­той человеческого типа, почерпну­тыми из искусства архаики. В статуях А. Майоля идеальный ста­туарный мотив объединяется с жиз­ненной характерностью пластиче­ских форм, запечатлевающих те­лосложение натурщиц - тяжело­весное и плотное в статуе «По-моны» (1907, Москва, ГМИИ) или субтильное в «Весне» (1911, Москва, ГМИИ). Найденная масте­ром мера сочетания возвышенного и реального разрешает воплощать в


обнаженных женских фигурах про­никнутого гармонией памятника Сезанну (1912-1925, Париж, Музей Орсэ) и драматического памятника О. Бланки («Скованное действие», 1906, Пюже-Тенье) глубокое че­ловеческое содержание. Античная тема, питающаяся образами грече­ской архаики, получает форсиро­ванную, динамичную трактовку в станковой живописи русских масте­ров - у В. А. Серова («Похищение Европы», 1910, Москва, ГТГ), Л.С.Бакста («Древний ужас», 1908, Ленинград, ГРМ), в пейзажах


К. Ф. Богаевского («Пейзаж Тав­риды», 1907, Рига, Художествен­ный музей) и швейцарца Ф. Валло-тона («Похищение Европы», 1908, Берн, Художественный музей). Па­фос творческого деяния, мажор­ность тона окрашивает теперь и произведения русских художников, посвященные XVIII веку (В. А. Се­ров «Петр I», 1907; Е. Е. Лансере «Корабли времен Петра I», 1911, оба - Москва, ГТГ). В тех случаях, когда неоклассика черпает мотивы из окружающей жизни, она, соответственно, сооб-



72 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ