К.Нильсен. Скульптурная группа на Блогорс-плас в Копенгагене. Гранит. 1913-1916


ставляющим собой суммирование дробных впечатлений. Без сомнения, определяющими фи­гурами этого движения явились А. Майоль и А. Бурдель, о которых шла речь выше как о мастерах, от­тенивших два аспекта неоклассиче­ской тенденции. С ней связаны во Франции также и портретное твор­чество Ш. Деспио, а в Германии -ранние работы Г. Кольбе (замеча­тельная тонко переданными состо­яниями движения и покоя «Танцов­щица», 1912, Берлин, Националь­ная галерея) и начальный период творчества Р. Синтенис, в Швеции -К. Миллеса, в Дании - К. Нильсена, в Норвегии - Г. Вигеланна, в Рос­сии - А. Т. Матвеева, в Чехии - це­лой группы скульпторов - учеников Й. В. Мысльбека. С. Т. Конёнков в России обращается и к темам ан­тичной архаики («Нике», 1906, Москва, ГТГ) и к фольклорным, ми­фологическим образам, придавая в этих своих работах активную вы­разительность натуральной форме и фактуре старого дерева («Стрибог», «Старичок-полевичок», оба - 1910, Москва, ГТГ). Национальные ро­мантические образы привлекают к себе голландского скульптора И. Мендеса да Косту, хорвата И. Меш-тровича, положившего своими на­циональными, народными по духу произведениями (проект памятника битве на Косовом поле, 1907-1912; «Мать», 1908, Белград, Народный музей) начало подъему искусства скульптуры у народов Югославии. Ученик каменотеса, он предпочитал работать в камне, которому прида­вал текучую пластичность.


В скульптуре наглядно проявились родовые свойства национальной ро­мантики и неоклассики: увлека­тельность или возвышенность мо­тива, взятого не непосредственно из окружающей жизни, а отвеча­ющего заранее заданной идее, и не прямое, а опосредованное, избира­тельное постижение действительно­сти, ее красоты в соответствии с це­лями выражения национально-ис­торических и гуманистических идей. В этом своем виде неокласси­ческое движение и национальная романтика вторгаются в художест­венные конфликты, с невиданной остротой вспыхнувшие к 1910-м го­дам. Видя в искусстве средоточие опыта, выработанного человече­ской культурой, они противостоят течениям, отвергающим этот опыт, утверждают духовную и пластиче­скую цельность образа. Не случай­но А. Матисс в свой классический фовистский период обращается и к античным темам («Нимфа и са­тир», 1909, Ленинград, Государст­венный Эрмитаж, далее ГЭ), а П.Пикассо на рубеже «Розового пе­риода» и кубизма, около 1906 года, переживает кратковременное увле­чение неоклассикой (портрет Ф. Оливье, 1906, Чикаго, Художест­венный институт, и др.); в дальней­шем он неоднократно то порывает с ней в своих стремлениях к резкой экспрессии, то вновь возвращается к классическим мотивам. Однако оба этих течения, продол­жившие свою историю в 20-е и 30-е годы, принадлежат только к одному из рядов художественного процесса начала XX века.


вают на берег тяжелые, ярко рас­крашенные барки. Все эти сцены разыгрываются на фоне плещуще­гося моря, под ослепительным солнцем, свет которого пронизы­вает паруса барок, светлую воду, разбегается бесчисленными бли­ками и разноцветными рефлексами по фигурам и одеждам людей. В Швеции А. Цорн заново открывает живописность обыденного суще­ствования и праздников северного народа, отыскивает ее в характерно-бытовых сценах, как, например, в картине «Девушки в бане» (1906, Стокгольм, Национальный музей), где классический мотив нагого тела предстает в совершенно некласси­ческой ситуации. Важную роль в картинах и офортах А. Цорна прио­бретает серебристая, мерцающая световоздушная среда, выразитель­ности которой способствует выра­ботанная художником манера письма широким мазком, легко идущим по форме и отблескива­ющим на свету, благодаря чему воз­никает своеобразный эффект «влажного мазка». Эта манера и найденная художником мера соче­тания поэтического и прозаиче­ского начал находят отклик за пре­делами Швеции. У русских живописцев - главным образом членов «Союза русских ху­дожников» - крестьянская тема, традиционно связанная с критиче­ским суждением о жизни, получает новое, лирическое или мажорно-праздничное истолкование. Произ­ведениям А. Е. Архипова свойст­венно мечтательно-задумчивое со­стояние, объединяющее природу и