ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА

Другой ряд развития образует ис­кусство весьма и весьма условно обозначенное в заголовке раздела как «живописный реализм». Гене­тически связанное с реалистиче­ской традицией XIX века, оно об­разует на рубеже XIX-XX веков большое новое движение, прошед­шее сквозь все первые десятилетия XX века. При своем рождении оно осознавало себя как силу, выступа­ющую против рутины. Не случайно это движение начиналось, напри­мер, в Швеции выставкой «Против­ников академической живописи» (1885), в Дании - «Свободной вы­ставкой» (1891), в Румынии - «Вы­ставкой независимых художников» (1896) и т.п.

Живопись того круга целиком ис­ходит из натуры, которую воспри­нимает и интерпретирует импуль­сивно, ярко эмоционально. Ее при­влекает не углубленное развитие сюжета, а броская выразительность мотива, не событие и действие, а состояние среды, объединяющее фигуры и предметы в живописное целое, не требующее строгой сте-реометричности в построении про­странства. Если в живописи XIX века чаще всего манера письма словно бы растворялась в форме из­ображенных явлений, так сказать, «умирала» в этой форме, то теперь


она извлекается наружу и красноре­чивость, артистичность, стильность манеры приобретает важную роль в составе художественного образа. Легко догадаться - какие демоны подстерегали живопись, вступа­ющую на этот путь: это салонные красоты, погубившие немало по­верхностных замыслов ее сторонни­ков. Во всем движении в целом за­метно выделяются две тенденции. Одна тяготеет к многоцветности, к сочной красочной пасте, широкому пластичному мазку. Другая - к сдержанной гамме цвета, к графич-ности контурной линии и силуэта. Первая из них вбирает в себя опыт импрессионизма, вторая - сближа­ется со стилистикой «стиля мо­дерн». Но не более - рассматрива­емое движение обладает своей основой и традицией. Четкие гра­ницы его определить трудно - их и не было в реальности, но фигуры наиболее авторитетных и популяр­ных мастеров, а также особенности, которые это движение приобретает в различных национальных худо­жественных школах, вырисовыва­ются со всей очевидностью. Существенное место в нем заняли народные мотивы. Они предстают здесь в необычно новом, красочном, праздничном облике, становятся источником жизнерадостных об­разов, привлекательных своей жи­вописной красотой. В Испании X. Соролья пишет едены из жизни валенсийских рыбаков, повседнев­ные для их быта, но поразительные для стороннего наблюдателя, как, например, изображение погружен­ных в. воду волов, которые вытаски-