ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 77

человека. Художник создал также проникнутую социально-критиче­ским духом картину «Прачки» (ва­риант 1901 - в Москве, ГТГ), выдер­жав ее в серовато-серебристой гамме цвета, но большинство его деревенских интерьерных сцен и жанровых портретов, особенно по­явившихся в 1910-е годы, предста­вляют собой яркое, красочное зре­лище. Цветные одежды крестьянок и свет, льющийся из окна, преобра­жает полутемную избу в картине «В гостях» (1915, Ленинград, ГРМ). Потоки багровых красок создают эмоциональный мир картины Ф. А. Малявина «Вихрь» (1906, Москва, ГТГ), воплощающей буй­ную стихию народной пляски. Пей­зажам с фигурами К. Ф. Юона, на­против, тяготеющим к графичности линий и деликатным соотноше­ниям чистых тонов цвета, присуще лирическое повествование о при­роде, старинной архитектуре и про­текающей в этой среде жизни. Для мастеров русской школы характер­ным становится, с одной стороны, представление о народном быте как хранителе национального уклада жизни, а с другой - восприятие ис­торического сюжета как сцены на­родного быта. По существу, единый образный строй, тот же склад чело­веческих характеров присущи кар­тинам А. П. Рябушкина, посвящен­ным Древней Руси («Едут», 1901, Ленинград, ГРМ) и современности («Чаепитие», 1903, Москва, части, собр.); интерес к народной жизни и взгляд на события с точки зрения народа свойственны исторической живописи С. В. Иванова, посвящен-