ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

позже в этот клуб ирландец У. Н. М. Орпен, работавший глав­ным образом как портретист, обра­щаются к характерным мотивам, почерпнутым из окружающего их мира. В большей степени, чем его коллеги, У. Сиккерт проявляет ин­терес к острым, антиреспектабель­ным жанровым сценам - бытовым, как в картине «Скука» (1913-1914, Лондон, Галерея Тейт), или те­атральным.

В Германии наиболее ярко развива­ется живопись, питающаяся те­мами, изначально содержащими в себе художественное начало, при­поднятое над обыденным течением жизни. В искусстве Л. Коринта гос­подствует богемная артистическая вольность. Излюбленную им обна­женную натуру, которую художник пишет в телесно-предметной ма­нере, он превращает в персонажи, населяющие цветущий мир его кар­тин, объединяющий античные, би­блейские, восточно-экзотические и жанровые мотивы («Автопортрет с моделью», 1903, Цюрих, Кунстхауз; «Суд Париса», 1907, Дрезден, Кар­тинная галерея). В портретах арти­стов, которые М. Слефогт пишет легкими, быстрыми мазками, чело­век предстает в ореоле красочного сценического действия. Характер актера и характер исполняемой роли образуют здесь единое це­лое - образ, наделенный артистичен ским эффектом. Таков портрет ба­лерины А.Павловой (1909, Дрезден, Картинная галерея) и многие дру­гие произведения Слефогта. Театральный портрет как жанр и театрализация портрета - заметное


34 А.Славичек. У нас в Каменичках. J904. Прага. Национальная галерея

свойство живописи этого круга. Правда, большинству портретистов, выдвигающихся в ту пору в разных странах - Р. Ваутерсу и А. Цорну, О.Джону в Англии, Дж.Йитсу в Ир­ландии, И. Исраэльсу в Голландии, М. Кралевичу в Хорватии, работав­шему в Мюнхене словенцу А. Ажбе и его ученикам, К. Бордалу-Пиней-ру в Португалии и другим, - была чужда эта тенденция. Они сосредо­точивались на выявлении характер­ного в обычном существовании че­ловека. Но театральные портреты пишут также Р. Г. Штерль в Герма­нии, М. А. Врубель, А. Я. Головин,


во всем русском искусстве начала XX века. Она составляет также главную часть его многообразного творчества, включающего полити­ческую графику, картины на темы русской истории и античной мифо­логии, крестьянские типы и сель­ские пейзажи, наделенные тонкой лирической характерностью. Пор­третное искусство Серова выросло на основе социально-психологиче­ской традиции русской живописи. Стиль его эволюционировал, вби­рал и претворял опыт импрессиони­стического пленэра, «стиля мо­дерн хц фовизма, но вынесенному из





ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ