Ф.А.Малявин. Вихрь. 1906. Эскиз. Москва. Государственная Третья­ковская галерея


этой традиции принципу суждения о человеке и строгой оценке его свойств художник не изменяет ни в своих парадных, ни в интимных портретах. Осевую линию его ис­кусства составляет тема артистизма и достоинства творческой лично­сти. Развитая в многочисленных ранних портретах, написанных сво­бодным, сочным мазком (портрет


художника К. А. Коровина, 1891, Москва, ГТТ), и в поздних работах, выдержанных в стилизованно гра­фической, плоскостной манере (танцовщица Ида Рубинштейн, 1910, Ленинград, ГРМ), эта тема до­стигает кульминации в портрете актрисы М. Н. Ермоловой (1905, Москва, ГТТ), лаконичном по цве­товой гамме, сочетающем вырази-


тельность силуэта со сложным по­строением пространства. Здесь, как и в также связанных со временем первой русской революции портре­тах А. М. Горького (1905, Москва, Музей Горького) и Ф. И. Шаляпина (1905, Москва, ГТГ), действитель­ная значительность личности чело­века раскрывается в импозантно броской форме.


Это искусство создает новую кон­цепцию портретного творчества. Образ человека представляет в нем не плод многогранных и обсто­ятельных психологических иссле­дований, а раскрывается через одну, ключевую черту характера, на­глядно выраженную в состоянии, позе, манере поведения портретиру­емого. Кроме его личных качеств



84 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ