ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 85


 



36 В.А.Серов. Портрет М.Н.Ермоловой. 1905. Государственная Третьяковская галерея


такой образ содержит в себе также представление о сверхличных си­лах - среде и времени, преломлен­ных в состоянии и характере чело­века. Собственно говоря, портрет­ный образ рождается как раз в точке пересечения этих двух начал: он содержит в себе коллизию лич­ности и современной действитель­ности. В русском портрете револю­ционных лет эта действительность воплощается как напряженная, дра­матическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ПТ), «Человек в очках» (1905-1906, Москва, ПТ) М. В. Добужинского. В русле «живописного реализма» в целом ряде национальных худо­жественных школ Европы дости-