ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 19

проникаться духом национального самосознания и преодолевать за­стой и безвременье, в нем так или иначе развиваются два течения: «национальное» и «европейское». Смысл первого из них заключался в возрождении высокой художествен­ной культуры национальной сред­невековой классики и сближении ее эстетического опыта с современно­стью. В той, разумеется, мере, в ка­кой это разрешала отточенная до совершенства традиционная по­этика, четко регламентировавшая, что в жизни подлежит художест­венному восприятию и каким обра­зом, в духе каких идеалов эти мо­тивы должны истолковываться в искусстве. Сторонники второго те­чения прогресс национальной худо­жественной культуры видели в освоении ею опыта европейского искусства, не знающего преград, ко­торые каноническая эстетика Вос­тока ставит между творчеством и жизнью, и способного восприни­мать современную действитель­ность во всем многообразии ее ре­альных явлений.

2 Ёкояма Тайкан. Сосны. If 14. Токийский национальный музей

И «национальное» и «европей­ское» течения знают борьбу разви­вающихся сил и замкнутого в себе эстетства. Оба они прошли со вре­менем огромный путь от камерного творчества, лишь слегка раздвига­ющего традиционные рамки, и от • первых неуклюжих опытов станко­вой живописи маслом. Цуть этот далеко еще не окончен, и взаимоот­ношения обоих течений в современ­ной культуре стран Востока пред­ставляют собой динамичную кар­тину. В первоначальном же виде


 


20 ИСКУССТВО1901-1917/1918 ГОДОВ

3 Дж. У Моррис. Въезд в Квебекскуюдеревню. Зима. 1909. Уэстмаунт. Частное собрание
вратившиеся со временем в окосте­невшую изобразительную формулу образы гармоничной природы они связали с живыми человеческими чувствами, внесли в эти образы опыт своих проницательных наблю­дений и раздумий. Эта живопись, развившая свою манеру тонкого и лаконичного письма, прибега­ющего к линии и живописному пятну, отмеченного каллиграфиче­ской красотой и точностью движе­ния кисти, достигла редкостного проникновения в совершенство и красоту простого мотива природы, неведомого пейзажному . искусству других регионов мира. В XX веке она образует самостоятельное тече­ние в искусстве Китая, а также со­общает свой опыт другим его дви-

они выглядели следующим обра­зом.

В Индии, где еще в XIX веке поя­вились художники, усвоившие европейскую методику живописи (Р. Варма), на рубеже XIX-XX ве­ков благодаря усилиям А. Тагора и англичанина Э. Хавелла возникает недолговременное движение «бен­гальского возрождения». Здесь за­родилась овеянная мечтательно­стью живопись на национальные мифологические и бытовые темы, подпорченная, однако, прихотливой стилизацией мира чувств и линей­ного изящества могольской мини­атюры. Ученики А. Тагора и их со­временники, окончившие образ­ованные в Индии новые художест­венные школы (Н. Бос, братья Б. и


С. Укил, Дж. Рай и другие), стали вскоре более непосредственно вос­принимать реальную жизнь. В Китае, где бытовали измельчен­ные сугубо консервативные худо­жественные направления («гоцуй» и др.), а революция 1911-1912 го­дов нашла отклик в искусстве на­родного лубка, побудила учредить в Шанхае первую художественную школу европейского типа, носите­лем возрождения национального искусства стала живопись «гохуа». Ее создатели - Жень Бонянь, Ци Байши и их единомышленники и ученики (Хуан Биньхун и другие) -придали новые силы традиционной живописи тушью и водяными кра­сками на свитках, излюбленному ими жанру «цветы и птицы». Пре-


ХУДОЖЕСТВЕННАЯГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 21

жениям, широко обращающимся к социальной действительности, уста­навливающим, как это началось в творчестве Сюй Бейхуна, прочные связи с европейской художествен­ной культурой.

Свои реформаторы, осваивавшие навыки европейских художествен­ных школ, появляются в Турции (Осман Хамди, а в конце 1910-х го­дов - целая группа художников, учившихся во Франции и Герма­нии), в Иране (Кемаль-Оль-Мольк), где существовали также традиции средневековой миниатюры, в Шри-Ланке, где в основанном еще в

XIX веке «Цейлонском обществе
искусств» развивались местные и
европейские тенденции, в Индоне­
зии, где европейская ориентация
таких художников, как Сурио Су-
брото Абдуллах, сосуществовала с
традицией народной живописи,
представленной школой Бали.

В Японии - единственной, азиатс­ кой стране, успевшей к началу

XX века сложиться в крупную капиталистическую державу, - «национальное» и «европейское» направления были вовлечены в столкновение общественных движений и
государственной политики. В архи­
тектуре массовых и уникальных
зданий (мемориал Мэйдзи в Токио,
1915-1918) сохранялся традицион­
ный опыт. Но насущные потребно­
сти побудили также быстро освоить
новую типологию зданий, стро­
ительство из кирпича, металличе­
ские конструкции (с 1895 г.), желе­
зобетон (с 1909 г.), а вместе с этими
новшествами в творчестве ее масте­
ров, учившихся в Европе и Японии,


 
 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 23