СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

Речь идет о движениях искусства, определившихся в своих сущест­венных свойствах на рубеже XIX-XX веков, о сопутствующих им тенденциях и связанных с ними проблемах, которые не могут быть осмыслены только с помощью художественных критериев, позво­лявших ориентироваться в рассмо­тренных ранее стилевых течениях. Эти движения в конечном счете конституируются на своей соци­ально-политической основе, знаме­нуя собой тот отклик, который идеи и борьба за революционное переустройство мира получают в общественном сознании, и образ­уют интернациональную общность, отличающуюся от тех общностей, которые создают международные художественные стили. Социальный реализм не возникает в один момент повсюду на ровном месте или из одного какого-либо источника. Искусство XIX века знает немало веяний и тенденций, составляющих его предысторию, а равно художественных движений, имеющих особо важное значение, поскольку они, как, например, рево­люционное искусство Франции или передвижники в России, осозна­вали себя силой, выступающей на стороне народа. Можно считать, что социальный реализм в ис-


кусстве XX века созвучен компле­ксу демократических и социалисти­ческих идей и убеждений. Интегральная система этих идейно-художественных движений вклю­чает в себя художественное творче­ство, различное по признакам стиля и метода - от искусства, стремяще­гося к возвышенному идеалу, до ис­кусства, обращающегося к безу­словной правде жизни, восприня­той в ее непосредственной реально­сти.

Отчетливо выраженную линию об­разует здесь творчество, деклариру­ющее социалистические идеи в формах художественного идеала. Для него характерны аллегориче­ские и символические композиции, воспевающие Свободу и Труд. Та­кие произведения, в частности ра­боты англичанина У. Крэна, создан­ные еще в XIX веке, широчайшим образом воспроизводятся в партий­ных и профсоюзных изданиях. К опытам выражения революцион­ных, социалистических идей по­средством идеально-классических мотивов агитационное искусство неоднократно обращается в XX веке. Критические суждения о жизни и утверждающее начало, ко­торым проникнуты народные об­разы, несет в себе традиция ре­ализма XIX века, хранимая такими мастерами, как крупнейшие перед­вижники в России, М. Либерман в Германии, К. Менье в Бельгии, за­вершивший в начале XX века свой творческий путь серией произведе­ний, в которых индустриальный мир предстает как суровая стихия, порождающая мужественных ге-