СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР


96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, который в сценах восстания охватывает собой массы народа.

Революция 1905 года вызвала по­трясение во всей русской культуре. Впервые в XX веке она возбудила в общенациональном масштабе про­блему «искусство и революция», ее преломления в сознании и твор­честве художника и прямого уча­стия искусства в революционной борьбе. К ее событиям обращаются в своих картинах реалисты стар­шего поколения И. Е. Репин, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов. Рево­люционная тема приобретает обо­стренно драматическую выра­зительность в картинах, запечатлев­ших забастовки, уличные бои, кре­стьянские бунты, расправы с вос­ставшим народом, которые пишут художники, выступившие на ру­беже XIX-XX веков, - Н. А. Касат­кин, создавший также характерные типы революционеров («Рабочий-боевик», 1905, Москва, Музей рево­люции СССР), С. В. Иванов, в кар­тине которого «Расстрел» (1905, Москва, Музей революции СССР) столкновение двух сил раскрыва­ется в лаконичной и экспрессивной манере; образ слитого в едином движении восставшего народа раз­рабатывает в своих эскизах «Похо­роны Н. Э. Баумана» (1905, Ленин­град, ГРМ) В. А. Серов. Эта тема дает новое содержание творчеству скульпторов: бюст К.Маркса (1905, Москва, ГТГ) выполняет А. С. Го­лубкина, портрет рабочего-боевика Ивана Чуркина (1906, Москва, Му­зей революции СССР) - С.Т.Конён-


ков. Особенно же резкие перемены она производит в графике, где фор­мируется политическое направле-ние, тяготеющее к резкому гротес­ку и плакатной обобщенности. Оно вовлекает в свой поток художников различных стилевых пристрастий, в том числе большую группу членов «Мира искусства». В. А. Серов со­здает серию рисунков, изоблича­ющих самодержавие; в револю­ционных журналах активно высту­пают Д. Н. Кардовский, Б. М. Кусто­диев, М. В. Добужинский, Е. Е. Лан­сере, И. Я. Билибин. Поражение революции 1905 года пресекло последовательное разви­тие в России политического ис­кусства. Но оно успело накопить опыт, имеющий принципиальное историко-художественное значение и с новой силой возродившийся в 1917 году. В особой мере это отно­сится к массовой тиражной гра­фике, которая в России в период ре­волюции и во всех других странах, где искусство устанавливает в XX веке прямые связи с револю­ционным движением, выступает как активная сила политической борьбы. Тому способствовали осо­бенности природы тиражной жур-нально-газетной графики и пла­ката, свойственный им способ соци-ального существования. Это искус-ство, можно сказать, изначально демократично, поскольку оно обра­щается к широкой, массовой ауди­тории, а отнюдь не специально ху­дожественному зрителю, любителю искусства. Его произведения обра­щаются в общественной жизни, а не в особой среде художественной


выставки. Ему свойственна способ­ность непосредственно и быстро воспринимать явления жизни и от­крыто, наглядно высказывать о них свое суждение - так в шарже или гротеске оценка события или пер­сонажа заключается уже в самом способе их изображения. Полити­ческие идеи получают в тиражной массовой графике самое прямое вы­ражение. В картине или статуе это привело бы к схематизму, дидак-тичности, для политического же рисунка и плаката такое решение органично. Оно дает здесь высокие художественные результаты. Ти­ражная политическая графика за­частую выступает первооткрывате­лем новых идей социалистиче­ского, демократического искусства XX века и пионером художествен­ного познания социальных сил, со­бытий классовой борьбы, нового образа героя.

Русские художники создают в 1905 году рисунки, относящиеся к числу высших достижений револю­ционного искусства XX века. Во Франции, где политическая гра­фика обладала прочной предысто­рией, восходящей еще ко временам Великой французской революции, образуется целая группа перво­классных мастеров, работающих главным образом в журналах и га-


социальный реализм 97

зетах социалистической ориента­ции («Шамбар сосиалист», «Асьет о бёрр», «Юманите»). В Германии рисовальщики «Симплицисси-муса» сочувственно откликаются на события русской революции 1905 года, выдвигается один из крупнейших художников демокра­тического направления, посвятив­ший свое искусство берлинскому пролетариату, Г. Цилле. Выступле­ние мастеров политической гра­фики в США (журнал «Массес», в котором работал Дж.Слоун), Чехии (Ф. Купка, Й. Лада), Болгарии (А. Божинов), Румынии (И. Изер), латышских (Я.-Р. К. Тилберг, Р. За-риныи) и финских художников (М. О. Ойнонен, И. А. Оллила) слу­жит признаком осознания нацио­нальным искусством своей общест­венной роли и ответственности. Таким образом, в первое десятиле­тие XX века социальный реализм образует собой активное движение, обретающее свою собственную основу. Это движение включает в себя функционально-пропаган­дистскую линию художественной деятельности, представленную в первую очередь политической гра­фикой, и обширный круг художест­венного творчества, проникнутого социально-политической ангажиро­ванностью.