П.В.Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея


на существование в ней. Здесь воз­никает новый модус соотношения искусства и реальности. Живопись не просто воспроизводит ее или су­дит о ней, а, скорее, рефлекторно отзывается на страшноватую дейс­твительность смятением художест­венных чувств. Содержание обра­зует не столько драма жизни, сколько драма эстетических стра­стей, в которой свои трагические роли исполняют резкие и суровые краски, угловатые и ломаные ли-


106 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

нии, а в графике, к которой широко обращаются все эти художники, -контрасты черных и белых пятен. В этом виде предстают урбанистиче­ские мотивы, уличные, театраль­ные, цирковые и т.п. сцены в острой, колючей живописи Э.Л.Кирхнера, человек и природа в более строгой манере Э. Хеккеля и в произведениях самого вдумчивого и демократичного из этих мастеров М. Пехштейна, перешедшего затем от сострадания людям к активному революционному творчеству. Искусству немецких художников также свойствен внутренний ди­алог. Его ведут сегодняшняя острая экспрессия и влечение к тому, что Нольде назвал «ценностями изна­чальной культуры». Подобно Ма­тиссу в его марокканский период, Нольде и Пехштейн ищут новые мотивы своего творчества в Оке­ании, куда они совершают поездки в 1910-е годы. Такое же влечение


составило решительную оппозицию запоздалому символизму,в живо­писи мастеров, вышедших из обра­зовавшегося в России в 1907 году недолговечного объединения «Го­лубая роза». П. В. Кузнецов в ази­атских степях, а М. С. Сарьян на Ближнем Востоке обретают реаль­ную опору идеалу безмятежно пре­красного мира, в котором жизнь людей, их быт, подобный древним ритуалам, безыскусны и вечны, как жизнь самой природы. Ни сдер­жанно величавой живописи Кузне­цова («Мираж в степи», 1912, Москва, ГТГ), ни броским полотнам Сарьяна («Финиковая пальма», 1911, Москва, ГТГ) с их плоскими пятнами интенсивного цвета не свойственна экзотическая экстрава­гантность. Они отвечают стержне­вой идее всего движения фовизма и близких ему умонастроений - со­здания искусства простого и естест­венного по своему строю.