И ПРИМИТИВИСТЫ

Очевидно, что без этого нового умо­настроения не развился бы в пер­вые десятилетия XX века вкус к наивному искусству, к примитивам, которые всегда существовали в своих слоях европейской художест­венной культуры и за ее пределами, но именно в это время получили эстетическое признание. Это искус­ство-и интерес к нему образовали крупное явление художественной жизни, связанное не только с фо-визмом, но и с рядом других тече­ний. В нем можно выделить своего рода восходящий поток творчества самоучек, прочно укорененного в городской среде и питающегося не традиционным крестьянским, а го­родским фольклором, который в свою очередь привлекает внимание любителей искусства и художников (например, увлечение живопис­ными вывесками в России). Искрен­ность чувства и наивный неученый стиль такого искусства органичны и естественны. Они неотделимы от идеалов и вкусов, свойственных тому обыденному миру, в котором существует сам художник. Бытовые признаки этого мира, его социаль­ные и национальные черты чуть ли не с дактилоскопической точно­стью оттиснуты в сумрачных по на­строению портретах и глуповатых живописных фантазиях француз-


ского таможенника А.Руссо; в изоб­ражениях пиров, красавиц, зверей, которые создает в своих картинах, написанных на черной клеенке, гру­зинский мечтатель бедняк Н. Пи-росманашвили, в запечатленных им характерных типах обитателей тби­лисских улиц; в жанровой деревян­ной пластике шведа А.Петерсона; в романтических портретах мужест­венных воинов-паликаров грече­ского живописца Т. Хадзимихаиле, творчество которого было «от­крыто» позже, уже в 30-е годы. Встречное, так сказать, нисходящее движение, идущее от «ученого» ис­кусства к наивной непосредственно­сти, объединило несколько тенден­ций, часть которых уходит дальше - в 20-30-е и последующие годы XX века. Оно вдохновлялось идеей ниспровержения вознесен­ного над обычным миром храма святого искусства и взращенного там кодекса профессиональной культуры живописи ради поисков искренности и натуральности твор­чества «простого как мычание» (так назвал в 1916 г. сборник своих стихов В. В. Маяковский). В бунте против сложившегося в искусстве правопорядка, в обращении к фоль­клору и творчеству самоучек прело­мились назревающие тенденции де­мократизации художественной культуры. Но этот бунт заключал в себе свой собственный эстетизм, нередко превращавший поэтиче­скую простоту в претенциозную позу и придававший творчеству, ко­торое, чтобы стать проще и вырази­тельнее, прибегает к косноязычию пластической речи, черты своего


108 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ