У. Боччони. Развитие бутылки в про­странстве. Бронза. 1912. Милан. Галерея современного искусства


МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 119

где в 1913 году на выставке «Ар-мори шоу» вместе с европейскими выступили и американские худож­ники, и в Японии, где в 1914 году образовалось модернистское «Об­щество второй ступени». Из этой среды в 1910-е годы, на этот раз уже в нескольких странах, поднялась вторая волна новых худо­жественных течений, стремительно пронесшаяся до границы, за кото­рой художественное творчество не только перестает быть изобрази­тельным, но теряет свои традицион­ные видовые свойства. Это была волна модернизма, воплотившегося в целом комплексе художественных течений. Тем или иным образом они шли к признанию независимо­сти искусства от окружающей дейс­твительности, а суть художествен­ной деятельности видели в созда­нии форм, присущих только ис­кусству и образующихся либо по своим абсолютным законам, либо вследствие спонтанных действий художника. Это искусство тяготеет, как об этом говорил немецкий экспрессионист Ф. Марк, к « вещам, спрятанным под покровом видимо­сти». Искусство модернизма испы­тывает в связи с этим отвращение к «копированию» натуры, а «мучи­тельная заинтересованность загад­кой бытия» (А. Н. Бенуа) возбу­ждает вопрос, как же изобразить неизобразимое, невидимую вну­треннюю духовную сторону при­роды, и приводит к сомнениям по части природы самого искусства, его смысла и возможностей. Проти­воречива и наиболее активная тен­денция модернизма - авангардизм,


 


в котором сосредоточиваются эпа­тирующее бунтарство и напряжен­ные поиски новых форм и функций искусства, подчас предпринима­емые на грани искусства и неис­кусства. В этих лихорадочно бурных худо­жественных движениях можно, однако, выделить несколько основ­ных линий. Одна из наиболее принципиальных вела к абстрактивизму, сводившему художественное творчество к созда­нию беспредметных пластических, цветовых, ритмических и т. п. ком­позиций, возбуждающих свободные ассоциации, порождающих движе­ние мысли, эмоциональный эф­фект, но не способных нести в себе сколько-нибудь определенное со­держание. О замысле автора в боль­шой мере позволяют судить декла­рации, программы, трактаты, испытывая необходимость объяс­нить поступки, художники пишут их сейчас в безудержных количест­вах. Такие идеи имеют зачастую для истории искусства едва ли большее значение, чем плоды их творчества. Согласно этим идеям абстракционизм понимается как конечная, высшая форма искусства, «очистившего» себя от изобрази­тельности. Неизобразительные мо­тивы, геометризованные или воль­ные, служат в этом случае некими зримыми знаками непостижимого духовного начала мироздания (идеи «супрематизма» К. С. Малевича, «духовности искусства» В. В. Кан­динского). Влечение к духовным сокровенно-стям и признание невозможности