МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 121

выразить их (и вообще существен­ное содержание) в изобразительной форме - явление не случайное. Примеры тому уже дали в свое время раннесредневековое и проте­стантское иконоборчество, возник­шие каждое в своем специфиче­ском виде, но и то и другое - в эпохи коренных исторических пе­реломов. С этой точки зрения абстрактивизм XX века обозначил собой новый вид капитуляции пе­ред художественным познанием жизни. Безусловно, абстрактивизм воплотил потрясения драматиче­ской эпохи. Но открыл ли он тайны бытия вообще и искусства в частно­сти? Скорее можно считать эти ко­нечные, абсолютные открытия абстрактивизма неким мифом, со­чиненным им о себе самом. По этому мифологизированному пути впоследствии двинулись толпы эпи­гонов, и не помышлявших о таинст­вах духа, волновавших основопо­ложников абстрактивизма, а попро­сту ничего не изображавших в своих произведениях. В искусстве 1910-х годов к абстрак­тивизму вело несколько путей. Члены мюнхенского «Синего всад­ника», унаследовавшие опыт ран­них экспрессионистов, шли к нему от живописи, оперирующей круп­ными массами краски, яркими цве­тами и не чуждой декоративизма и символистских идей, особенно в творчестве Ф. Марка («Башня си­них лошадей», 1913, не сохрани­лась). Считается, что первую абстрактную композицию испол­нил в 1910 году один из основате­лей этого объединения, русский ху-