МОДЕРНИЗМИ АНТИМОДЕРНИЗМ1910-х ГОДОВ 125

кания художественных поисков из
одного его вида в другой, благодаря
чему разработки, начатые в живо­
писи и скульптуре, оказываются
плодотворными для совсем других
областей творчества - архитектуры,
дизайна, фотомонтажа и т. п. В
связи с этим процессом в недрах
конструктивизма зарождается

также недоверие к эстетическому началу, которому противопоставля­ется утилитарная целесообразность как истинная цель творческой де­ятельности.

Организатор объединения гол­ландских художников и прежде всего архитекторов «Де Стейл» (основано в 1917 г.), живописец П. Мондриан, ограничился писа­нием абстрактно-геометрических картин. Подобные композиции в скульптуре исполняют Н. А. Певзнер и другие. В. Е. Татлин же в Со­ветской России выдвигается как крупнейший мастер художествен­ного конструирования, много сде­лавший для теории и практики ми­рового дизайна. К.С.Малевич после «Черного квадрата» и абстрактно-геометрического супрематизма, с одной стороны, возвращается к изо­бразительному творчеству, а с дру­гой - обращается к разработке ар­хитектонических тем («планиты», «архитектоны») и выступает с про--ектами промышленных изделий. И наконец, также в середине 1910-х годов определяется третья тенден­ция - иррационалистическая, - на­иболее рельефно выразившаяся в дадаизме, объединившем в 1916 году в Цюрихе художников разных национальностей. «Дада» (само на-


126 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ


МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 127