134 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
пленным и беженцам, и т. д.). В годы войны формируются антимилитаристские убеждения художников разных стран, связанные с их демократическими взглядами, как у К. Кольвиц и Э. Барлаха, Г. Цилле, или с гуманистическим пацифизмом, как у работавшего в Швейцарии бельгийца Ф. Мазереля. В этой обстановке зарождалось международное движение художественного творчества, осознающего, что импе-
риализм является виновником бедствий войны, и вступающего на путь революционной борьбы. К. Кольвиц и Ф. Мазерель. а также Г. Грос в Германии, Т. А. Стейнлен во Франции были одними из первых, кто пошел по этому пути. Великие исторические переломы по-новому ставят коренные вопросы дальнейшего исторического развития всей мировой художественной культуры XX века.