Illlllllt

 

ших на это из престижных сообра­жений, официальные здания возво­дятся мастерами рационалистской архитектуры. Таковы Дворец, ярма­рок в Праге (1924-1928, О. Тыл и Й. Фукс), Исполнительное вече Во­еводины в городе Нови-Сад в Югос­лавии (1938, Д. Брашован), не­сколько построек в Италии (Дж.Терраньи). Особо примечатель­ное здание Министерства образова­ния в Рио-де-Жанейро в Бразилии (1937-1943) - многоэтажная пла-стинообразная каркасная построй­ка со свободной планировкой инте­рьеров и садом на крыше. Конкурс­ное проектирование этого здания объединило крупнейших зодчих страны - Л. Косту, О. Нимейера,


 



160 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

А.Э. Рейди и других, привлекая к себе Ле Корбюзье, разработавшего солнцезащитную решетку на осте­кленной стене, а строительство от­крыло дорогу новой бразильской архитектуре, завоевавшей уже в 40-е годы международное призна­ние.

Архитектура конторских, торговых, коммунально-бытовых зданий дает по сравнению с официальными по­стройками лишь некоторое смеще­ние стилевых тенденций в левую сторону. С несокрушимым постоян­ством практически повсеместно в традициях неоклассики сооружа­ются многочисленные банковские здания. В крупных торговых по­стройках возобладал ее рационали­зированный вариант (магазин Сток-ман в Хельсинки, 1926-1931, С. Фростерус). Национальная ро­мантика наиболее внушительно представлена массивными кирпич-


72 О.Перре. Национальное хранилище мебели в Париже. 1930-1935


73 Ф.Хёгер. Чилихауз в Гамбурге.1922-1923


типология и стили архитектуры 161



162 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

ными конторскими зданиями, со­оруженными в 20-е годы в Герма­нии (Чилихауз в Гамбурге, 1922-1923, Ф.Хёгер, и другие). Но­вая рационалистская архитектура пробила себе дорогу в небольшом числе построек, которые возводят для себя промышленные фирмы («Шелл» в Гааге в Голландии, 1938-1942, Я.Й.П. Ауд), газета «Дейли Экспресс» в Лондоне (1932, Х.О. Эллис и другие), в конторских зданиях Чехословакии (Й. Гавли-чек, К. Гонзик и другие) и Японии (рубеж 20-30-х гг., Сакакура Дзюндо, Маэкава Кунио). Большой конторский бум, пережитый с на­чала 20-х годов архитектурой США, дал толчок широкому строитель­ству каркасных небоскребов, кото­рые декорируются с помощью клас­сических или средневековых архи-