тектурных мотивов («Трибюн-тауэр» в Чикаго, 1923-1925, Дж.М. Хауэлс и P.M. Худ). Лишь с рубежа 20-30-х годов под воздействием европейского зодчества и с Участием его мастеров, переселившихся в США (Р. Нейтра и Элиэля Сааринена - в 1923 г., В.Гропиуса -в 1937 г., Л. Мис ван дер Роэ - в 1938 г.), здесь пускает корни рационалистский стиль. Постепенно более строгие формы приобретают небоскребы - башнеобразные (Эм-пайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, 1930-1931, фирма Шрив и др.) или имеющие вид пластин (в упоминавшемся выше Рокфеллеровском центре). В самой же Европе первым небоскребам в Антверпене, Вене, Варшаве, Стокгольме придается в это время неоклассический декор. Смелые проекты Л. Мис ван дер Роэ
(начала 20-х гг.) башенных каркас
ных зданий со сплошным остекле
нием фасадов десятилетия не нахо
дят практического применения.
Совершенно иную картину образует
архитектура промышленных и
транспортных, учебных, научных и
лечебных, спортивных и зрелищ
ных зданий. Здесь экономическое и
социальное развитие выдвинуло пе
ред архитектурой новые функцио
нальные проблемы, вызвало по
требность в разработке нетради
ционных типов построек, в инже
нерном новаторстве, формотвор
честве. В эту область устремились
интересы архитекторов-рационали
стов, чье творчество заняло в ней
господствующее положение - если
не в количественном отношении,
то, во всяком случае, как ведущая
творческая сила.
типология и стили архитектуры 163